Самодельная трехполосная акустика на динамиках Dayton Audio. Напольная акустика Трехполосная автоакустика

Многополосные акустические системы обеспечивают высокое качество звучания благодаря тому, что каждый громкоговоритель специально предназначен для воспроизведения определённой полосы частот и соответственно оптимизирован. . Для обеспечения горизонтальной результирующей АЧХ полосы частот, воспроизводимых каждым динамиком, должны перекрываться плавно, дополняя друг друга. Рассогласование между уровнями звукового давления по полосам и расширение зоны совместного действия динамиков приводят к искажениям АЧХ. Поэтому для правильного выбора важно знать зависимость звукового давления от частоты раздела между полосами. Верхняя кривая соответствует розовому шуму, нижняя - современной музыке

Например, для трехполосной системы мощностью 100 Вт с частотами раздела 400 Гц и 3 кГц мощность распределится следующим образом (при одинаковой чувствительности динамиков) :

    • НЧ-канал - 50 Вт
    • СЧ-канал - 35 Вт
    • ВЧ-канал - 15

Теоретически на количество полос АС ограничений нет. Чаще всего можно встретить трех и пятиполосные конструкции. Такие системы предоставляют большую гибкость в создании для каждой из головок оптимального режима нагрузки по мощности и частотному диапазону. Но одновременно возникают несколько проблем:

  • большие габариты (сложнее обеспечить достаточную для отсутствия резонансов прочность, проблемы с дифракцией);
  • более сложные кроссоверы;
  • несколько областей совместного действия головок;
  • необходимость выравнивания звукового давления головок в частотных полосах.

Неотъемлемой частью любой многополосной акустической системы являются разделительные фильтры, обеспечивающие подведение к каждой динамической головке только тех частот сигнала, для воспроизведения которых она предназначена. Общее число фильтров равно числу головок. В зависимости от полосы частот, для воспроизведения которых предназначена головка, различают низко-, средне- и высокочастотные динамические головки. Рекомендуемые значения граничных частот разделительных фильтров 500 Гц, 1, 2, 3, 4, 8 кГц.
Корпус акустической системы в области средних и высоких частот вносит также значительные искажения в воспроизводимый сигнал из-за колебаний стенок корпуса и заключенного в них объема воздуха. Это приводит к изменению формы АЧХ: снижению уровня звукового давления на низких частотах и увеличению неравномерности на средних; возрастанию нелинейных искажений и увеличению переходных процессов, что ухудшает качество звучания акустических систем, внося так называемые "ящичные" (boxes) призвуки. Анализ механизмов возникновения звукоизлучения из-за вибраций стенок корпуса показывает, что существуют два пути передачи колебаний от громкоговорителя к стенкам корпуса:

  • - возбуждение колебаний внутреннего объема воздуха в корпусе от тыльной поверхности диафрагмы и передача через него колебаний на стенки корпуса;
  • - прямая передача вибраций от диффузородержателя на переднюю стенку, а от нее на боковые и на заднюю.

В области частот примерно до 600 Гц существенный вклад вносят оба механизма передачи, на более высоких частотах в основном играет роль второй механизм. Для уменьшения влияния этих явлений используют различные конструктивные меры, а также различные способы звуко- и виброизоляции и поглощения. Для уменьшения передачи колебаний за счет внутреннего объема корпуса и демпфирования его внутренних резонансов применяют различные методы звукопоглощения: обычно корпус полностью или частично заполняется тонковолокнистыми упругопористыми материалами (синтетические волокна, минеральная вата и др.). Для увеличения коэффициента поглощения в области низких частот необходимо увеличивать толщину и плотность заполнения. Однако чрезмерное заполнение корпуса звукопоглощающим материалом может привести к снижению уровня звукового давления на низких частотах и к излишней "сухости" басов. Рекомендуемая плотность заполнения составляет 8-11 кг на куб. м. За последние годы создано новое поколение звукопоглощающих материалов, обеспечивающих эффективное демпфирование резонансных колебаний внутреннего объема в заданной области частот. В некоторых моделях используются перфорированные и сотовые панели поглотителей внутри корпуса. Внесение поглотителя значительно снижает неравномерность АЧХ Для уменьшения колебаний стенок корпуса необходимо применение мер, направленных на увеличение его звукоизолирующей способности. Звукоизолирующая способность корпуса акустической системы состоит в следующем: часть звуковой энергии, излучаемой внутрь корпуса диафрагмой громкоговорителя, поглощается в слоях звукопоглощающего материала, часть попадает на стенки корпуса. В стенках происходят следующие процессы: некоторая доля энергии возвращается обратно внутрь корпуса, другая рассеивается в материале стенок из-за потерь на трение и остаточную деформацию, третья проходит в окружающую среду за счет упругих продольных и поперечных колебаний стенок и через щели и поры в материале. Задача выбора конструкций стенок корпуса состоит в том, чтобы максимально увеличить коэффициент звукоизоляции, то есть уменьшить долю прошедшей энергии по отношению к падающей. Коэффициент звукоизоляции существенно зависит от жесткости и массы стенок. Поэтому для уменьшения общего уровня звукоизлучения от стенок (то есть для повышения их звукоизоляции) применяются различные меры для повышения их жесткости и массы.

  • 1. Использование для стенок тяжелых и жестких материалов: кирпича, мрамора, пенобетона и др. Эффект звукоизоляции получается очень хороший (до 30 дБ и более), соответственно улучшается качество звучания акустических систем. Но такие корпуса оказываются слишком тяжелыми и дорогими для широкого применения, что затрудняет их изготовление и эксплуатацию. Поэтому в качестве материалов для корпусов обычно используются: многослойная фанера, древесностружечная плита (ДСП), древесноволокнистая плита (ДВП) и др. (толщина фанеры для боковых стенок выбирается в пределах 18...20 мм, для лицевых — 20...40 мм).
  • 2. Применение многослойных материалов из слоев различной жесткости и плотности, что позволяет существенно уменьшить колебания стенок.
  • 3. Использование специальных вибропоглощающих покрытий стенок корпуса. В зависимости от диапазона резонансных частот стенок выбираются "жесткие", "мягкие" или армированные покрытия.
  • 4. Применение конструктивных мер: ребер жесткости, стяжек, распорок между стенками, разделение корпуса на отдельные отсеки и т. д.

Любители качественного звука высоко ценят возможности современного аудиооборудования. Помимо обычных динамиков, производители предлагают модульные акустические системы с несколькими излучателями. В этой статье мы расскажем о лучших моделях трехполосной акустики, и поможем выбрать качественное устройство для домашнего использования.

Трехполосная акустика – система из трех динамиков, воспроизводящих низкие, средние и высокие частоты на отдельных полосах. Амплитудно-частотная характеристика таких систем намного лучше, чем у двухполосных устройств благодаря хорошей проработке разных тонов. Динамик отыгрывает в поршневом режиме, что делает звучание более чистым и детализированным.

Несмотря на все преимущества трехполосных систем, они имеют более высокую стоимость. Из-за особенностей конструкции, их сложнее настраивать и устанавливать. К тому же, в бюджетном сегменте трехполосная и двухполосная акустика практически не отличаются друг от друга по качеству звука.

Как выбрать акустику

Существует множество моделей акустических систем, различающихся между собой дизайном, техническими характеристиками и индивидуальными звуковыми особенностями. При выборе стоит обращать внимание на мощность, частотный диапазон, чувствительность, импеданс и материалы корпуса. Вот несколько советов, которые помогут купить хорошую акустику:

  1. Мощность. Этот параметр отвечает за «силу» звучания и совместимость с другими компонентами. Мощность излучателя должна совпадать с мощностью усилителя, иначе прибор быстро выйдет из строя. В небольшой комнате площадью до 15 квадратных метров стоит устанавливать акустику с показателями в 70-80 Вт, до 25 квадратных метров – 100 Вт. Если площадь превышает 30 квадратов, следует задуматься о покупке устройства предельной мощностью от 150 Вт. Это обеспечит чистое и равномерное звучание даже в том случае, если помещение большое.
  2. Частотный диапазон. Все существующие частоты можно условно разделить на три вида – низкие, средние и высокие. Низкие отвечают за количество баса, средние – объем, высокие – вокал. Принято считать, что человеческое ухо слышит частоты в диапазоне от 16 до 20 000 Гц. Однако чем шире спектр, тем лучше качество звука. Для музыкальной акустики оптимальными показателями считаются от20 до 35000 Гц.
  3. Чувствительность. Эта характеристика отвечает за громкость звука. Чем выше показатели чувствительности, тем громче будет играть система. Конечно, это не гарантирует одинаковое качество звука на разных уровнях громкости, поэтому перед покупкой обязательно удостоверьтесь, что нет никаких посторонних шумов. Нормальным показателем считается чувствительность от 95 дБ и выше.
  4. Импеданс. От этого параметра зависит сопротивляемость акустической системы переменному току. Импеданс усилителя и динамика должен находиться на одном уровне, иначе пострадает качество звука (появятся искажения).
  5. Материал корпуса. От материалов, из которого изготовлен корпус активной акустической системы, напрямую зависит качество звука. Существуют модели из пластика, дерева, алюминия и МДФ. Самыми дорогостоящими считаются устройства из дерева, однако они обладают лучшими звуковыми характеристиками. Пластик и алюминий не очень подходят для акустических систем, т.к. могут искажать звучание. Оптимальный вариант – МДФ, т.к. этот материал дешевле дерева, но схож с ним по свойствам.

Не стоит ориентироваться при покупке исключительно на технические характеристики. У людей разное слуховое восприятие, поэтому стоит самостоятельно послушать акустическую систему. В некоторых случаях двухполосные устройства играют лучше, чем 3-х полосные.

Отличия трехполосной системы от двухполосной

Трехкомпонентная акустика отличается лучшим звучанием, поскольку каждый динамик отвечает за определенную полосу частот. К примеру, первая колонка воспроизводит низкие частоты, вторая колонка – средние, а третья – высокие. В двухполосных системах излучателей всего два и работают они по принципу НЧ+СЧ/ВЧ или НЧ+СЧ/ВЧ. Это делает звук менее разборчивым и детализированным, чем в трехполосных или мультиполосных системах.

Преимущества и недостатки

Как и любое устройство, 3-х полосные колонки имеют свои преимущества и недостатки. Они касаются звука, удобства использования и сложности установки. Вот плюсы и минусы трехполосных систем, в сравнении с двухполосными:

Преимущества:

  • Модульная акустика с тремя динамиками имеет лучшее качество звучания, нежели системы из 2-х полос;
  • Полочная акустика отлично подходит для клубов и концертных залов;
  • Помогает добиться более равномерного распределения звука в помещении;
  • Более гибкая система настроек;
  • Широкая функциональность.

Недостатки:

  • Занимает больше места, чем двухполосная акустика;
  • Сложнее настроить звучание;
  • Сложнее установить, поскольку для равномерного звука необходимо особое расположение модулей;
  • Стоимость выше, чем у двухполосной акустики;
  • Ремонт обойдется дороже, из-за особенностей конструкции.

Несмотря на все недостатки, профессиональные музыканты и меломаны отдают предпочтение трехполосным активным акустическим системам из-за улучшенных звуковых характеристик. Однако не стоит покупать устройства с четырьмя и более модулями, поскольку далеко не каждый человек способен правильно их настроить.

Рейтинг лучших аудиосистем

Производители предлагают множество вариантов трехкомпонентных аудиосистем, однако далеко не все из них обладают качественным звуком. Особенно сложно найти хорошее устройство среди представителей автомобильных коаксиальных систем. Мы собрали для вас рейтинг топ-5 самых лучших акустик, основываясь на отзывах и оценках покупателей:


  • Размер: 16 см
  • Мощность: номинальная – 50 Вт, максимальная – 300 Вт
  • Предельная чувствительность (громкость): 90 дБ
  • Спектр воспроизводимых тонов: от 28 Гц до 41 000 Гц
  • Сопротивление: 4 Ом
  • Размеры динамиков: ВЧ – 11 мм, СЧ – 42 мм, НЧ – 170 мм
  • Цвет: черный

Бюджетная трехполосная акустика для автомобильного салона. Имеет качественный многослойный диффузор из композитного материала с добавлением слюды. Чувствительность составляет 90 дБ, чего вполне достаточно, чтобы наполнить громким звучанием любой автомобиль. В комплектации предусмотрен установочный пакет.


  • Тип устройства: автомобильная коаксиальная акустика
  • Размер: 15 на 23 см
  • Мощность: номинальная – 50 Вт, максимальная – 400 Вт
  • Спектр воспроизводимых тонов: от 31 Гц до 35 000 Гц
  • Сопротивление: 4 Ом
  • Размеры динамиков: ВЧ – 20 мм, СЧ – 57 мм, НЧ – 163 на 237 мм
  • Цвет: черный и красный
  • Количество динамиков в комплекте: 2
  • При настройке выдают хорошую мощность;
  • Широкий басовый потенциал;
  • Стильный дизайн корпуса;
  • Качественный диффузор.

  • Не обнаружено.

Недорогие коаксиальные динамики для автомобиля. Отлично справляются с воспроизведением музыки любых стилей. Качественный диффузор обеспечивает потрясающий уровень низких частот и улучшает средние частоты. В конечном счете, вы получаете кристально чистое звучание с хорошим басом.


  • Тип устройства: автомобильная коаксиальная акустика
  • Размер: 15 на 23 см
  • Предельная чувствительность (громкость): 92 дБ
  • Спектр воспроизводимых тонов: от 45 Гц до 20 000 Гц
  • Сопротивление: 4 Ом
  • Цвет: черный
  • Гарантийный срок: 1 год
  • Количество динамиков в комплекте: 2
  • Не хрипят даже на высоких уровнях громкости;
  • Выраженный бас;
  • Практически незаметны в салоне;
  • Детализация звука.
  • Хрупкий пластик.

Отличные автомобильные колонки из бюджетного сегмента. Имеют широкий частотный диапазон, где хорошо выражены средние и высокие тона. Не издают постороннего шума даже на самом высоком уровне громкости. Мощно играют даже при отсутствии усилителя.


  • Тип устройства: трехполосная акустическая коаксиальная система
  • Размер: 15 на 23 см
  • Мощность: номинальная – 70 Вт, максимальная – 210 Вт
  • Предельная чувствительность (громкость): 94 дБ
  • Спектр воспроизводимых тонов: от 40 Гц до 21 000 Гц
  • Материал изготовления диффузора: полипропилен
  • Сопротивление: 4 Ом
  • Цвет: черный
  • Монтажный размер, мм: 221 x 150
  • Монтажная глубина, мм: 74
  • Гарантийный срок: 1 год
  • Количество динамиков в комплекте: 2
  • Достаточно низкая чувствительность;
  • Нет наконечников для проводов.

Автомобильная акустика из модельного ряда TS-A, особенностью которого является расширенный частотный диапазон. Несмотря на низкую стоимость, колонки обладают насыщенным басом и отлично отыгрывают даже без внешнего усилителя. Высокие частоты максимально насыщенные и чистые, как у профессиональных моделей акустических систем.

Подведем итоги

Выбрать качественную акустику можно и без помощи специалиста. Для этого обращайте внимание на технические характеристики и качество материалов. Особой популярностью пользуется коаксиальная акустика с совмещенными динамиками. Она стоит дешевле, чем полноценные трехполосные системы, но имеет хорошее качество звучания. Даже в бюджетном сегменте можно найти качественное устройство за небольшие деньги. Для этого сравнивайте цены и характеристики разных акустик.

Iridium 8.3i

Почему в зоопарк? Об этом чуть позже, не волнуйтесь, будет вам зоопарк. Но сперва - про полосы. Теперь уже - в акустическом смысле.

Число потребных частотных полос в акустической системе зависит в первую очередь от требований, предъявляемых к звуковому давлению и зоне покрытия. Если музыка негромкая, а вы имеете возможность эгоистично занять sweet spot (то есть оптимальную для прослушивания точку), то вполне можно обойтись двумя полосами. До середины прошлого века люди обходились и одной, хотя при этом как минимум недополучали баса, как максимум - и верха тоже. Максимум наблюдался далеко не всегда - в те поры человечество умело делать широкополосники с более высокой частотной границей, нежели у многих нынешних купольных твитеров. Другая крайняя опция - озвучка концертных залов и площадок. Там без пяти полос никто и разговаривать не станет (два баса, две середины и верх), а уж сколько головок задействовано в каждой полосе - страшное дело. Плюс ещё всякие хитрости (вроде излучателей с регулируемой дисперсией), которые создателям домашней и автомобильной акустики и не снились.

В машине негромкая музыка почему-то не прижилась, это не лифт в пятизвёздочном отеле. Помимо доброй традиции, на то есть и объективная причина психофизиологического характера. Даже если вам кажется, что в движущемся авто тихо (сами немцы постарались или вы в три слоя всё закатали), это не более чем иллюзия. В салоне на ходу бушует инфразвук (и чем больше ход, тем сильнее), его природа - шумы качения и аэродинамика. Как звук мы эти составляющие не воспринимаем или воспринимаем слабо (на границе слышимого диапазона), но слух, устроенный гораздо сложнее примитивного RTA-анализатора, подстраивает чувствительность уха (вернее, мозга, конечно) под реальную акустическую обстановку. На низких частотах - в особенности, отсюда и разные настройки в чемпионских машинах: для соревнований (на месте) и для себя (в движении). С другой стороны, ограниченный объём салона, соответственно, ограничивает и потребности в мощностях. Так что как будто отводим одну полосу сабвуферу, оставляем две полосы на собственно акустику - и всё.

Или не всё? Мы не учли, что в машине мы никогда не имеем возможности занять ту самую sweet spot - автомобильные конструкторы из вредности ставят туда рычаг КПП. Можно, наверное, известный принцип FTP (начхать на пассажира) довести до логического совершенства и установить акустику таким манером, чтобы sweet spot расположилась как раз в голове водителя. Но тогда посреди салона придётся ставить акустику, что тоже не удобно и не эстетично. А если симметрично, то оба обитателя передних сидений окажутся «не в фокусе» - и вот тут особое значение приобретают характеристики направленности излучателей. Если вы заранее обязуетесь не злоупотреблять громкостью, ставьте фронты на «четвёрках», максимум - на «пятёрках». В первом случае проблемы с направленностью излучения мидбасов почти не возникают, во втором - не слишком существенны. А вот когда мидбасы имеют калибр шесть дюймов, обеспечить точный тембр на верхней середине становится куда труднее. Вот тут-то и будет очень кстати трёхполосный фронт, поскольку полоса мидбаса ограничивается значительно ниже, а для малогабаритного среднечастотника найти более выгодное место установки куда легче. Обратите внимание: трёхполосный фронт нужен тем, кто хочет, чтобы было одновременно и громко, и музыкально, то есть практически всем. Все (ну, пусть многие) были бы не прочь вырваться за пределы отведённых для движения двух полос, вопрос в том, всем ли можно и многие ли готовы на такой манёвр.

«Отведённые две полосы» означает ещё и то, что большинство автомобилей производителями оборудуются акустикой двухполосной, при этом даже радикальная модернизация акустического оснащения может быть проведена довольно безболезненно. Трёхполосная система автоматически создаёт проблемы с инсталляцией серединки, на это готовы не все. Даже не многие.

Но раз уж вы - из избранных (я это сразу замечаю), с вами можно бы и обсудить, какие среднечастотники всё же лучше - купольные или конусные (у нас их называют диффузорными, терминологически это неправильно, потому и укоренилось, так всегда бывает). Давайте разбираться. У обычной СЧ-головки частота резонанса находится в районе 100 Гц (если это «четвёрка»), даже если «серединка» трёхдюймовая, частота резонанса всё равно не достигает 200 Гц, а значит, его нижнюю частотную границу можно выбрать в районе 350 - 400 Гц, где ухо ещё не слишком чувствительно к амплитудным погрешностям. У купольных среднечастотников частота резонанса по большей части находится в районе 700 - 800 Гц, лишь у наиболее прогрессивных представителей своего класса опускаясь ниже 500 Гц. По канонам акустики нижнюю частотную границу надо выбирать в районе 1500 Гц, а поскольку тут же находится и область наибольшей чувствительности слуха, её с разной степенью успеха стремятся опустить примерно до 1 кГц. Для большинства купольных серединок это означает опасную близость частоты резонанса, что может привести к росту нелинейных искажений и, как правило, приводит. На частоту резонанса приходится максимум хода диффузора, а подвес куполов обычно не рассчитан на сколько-нибудь значительное его смещение. Есть исключения, но они редки - правилом можно считать, что работа купольного излучателя (твитера в том числе) вблизи частоты резонанса вызывает рост нелинейных искажений.

При таких проблемах о купольных среднечастотниках можно было бы благополучно забыть, не припаси они козыри. Один из них - широкая дисперсия излучения. При типичном диаметре 54 мм купольник переигрывает даже 70-миллиметровый конусный среднечастотник, в этом случае разница не столь значительна - характеристическая частота (где излучение начинает проявлять направленность) 3,9 и 3,0 кГц соответственно, но ведь дальше - больше, 4-дюймовый диффузорник проигрывает уже «за явным преимуществом». Помимо этого, купольный излучатель не требует оформления, его корпус и есть его личный закрытый ящик. А стало быть, его проще установить в оптимальной позиции с точки зрения создания звуковой сцены. Заметим, оба этих достоинства имеют хождение в нашей отрасли, но никак не ценятся в домашней аудиотехнике. Патриархи и отцы-основатели купольников для car audio в упор не видят собственных творений, проектируя домашние колонки. У Morel и DLS купольные серединки мне не встретились ни разу, Dynaudio использует купольный СЧ-излучатель в одной, совершенно неприступной, модели, да и там в одной из пяти (!) полос.

Тут бы, наверное, самое время посетовать на ограниченность ассортимента трёхполосок, но это будет не совсем искренне, потому что ограниченность эта совершенно объяснима, с какой стороны ни взгляни. Производителей понять проще простого. Трёхполосный кроссовер вдвое сложнее двухполосного (четыре фильтра вместо двух) и более чем вдвое дороже: номиналы компонентов фильтра на 300 Гц на круг втрое больше, чем у фильтра на 3 кГц, а стоимость ёмкостей и индуктивностей с номиналом связана прямо и непосредственно. Среднечастотник (особенно купольный) - тоже удовольствие не дешёвое, а поднимать отпускную цену (в сравнении с двухполоской такого же класса) втрое решится не всякий.

Со стороны покупателя спрос на готовые трёхполосные комплекты, надо отметить, тоже не совсем ажиотажный, главная причина уже упоминалась: «выезд на встречку» практически всегда означает переделку салона той или иной степени тяжести. А раз так, наступает эскалация конфликта, появляются поканалки с процессорами, и усилия производителя и средства покупателя на могучие кроссоверы оказываются затраченными в равной степени напрасно.

И всё же есть у готовых, под ключ, трёхполосных комплектов и шарм, и достоинства, главное из которых - автономность, когда все средства деления полос система содержит в себе, а характеристики этих средств оптимизированы под использованные головки (или хотелось бы так думать). Это же развязывает руки в выборе средств усиления: каналов надо столько же, сколько и для двухполосной системы - левый и правый. Учитывая реалии жизни и неутомимость энтузиастов автозвука, в этом тесте мы решили расширить программу измерений и приводим АЧХ систем не только в штатном включении через комплектный кроссовер, но и АЧХ компонентов совместно с их фильтрами и, главное, компонентов отдельно, напрямую. Таким образом, для выбора схемы включения - штатно через кроссовер, поканально без кроссовера или в смеси, по 2,5-полосной схеме - есть вся необходимая информация, которую мы дополнили своими добрыми советами, где необходимо.

Теперь, наконец, обещанный зоопарк. Участники теста оказались настолько непохожими ни друг на друга, ни на что-либо ещё, что аналогия со зверинцем возникла в самом начале работы над тестом. Ведь туда ходят не на Барсика или Жучку посмотреть, эти - на каждом углу, а жираф или утконос - только там.

Судите сами. У одного из участников басовые динамики не только калибром (это не такая уж редкость), но и повадками схожи с сабвуфером - они спокойно могут обойтись без саба, не требуя от их владельца жертвовать качеством или количеством баса. У другого 4-дюймовый среднечастотник оказался (если в обход фильтра) более басовитым, чем басовик - у другого. Ещё у одного вообще среднечастотником работает твитер, а пищалкой (нет, не среднечастотник) - ещё один твитер, и в отношении этой акустики наш добрый совет может удивить.

Однако прежде чем начать удивляться (а для этого на следующих страницах будут и другие поводы), хочу сделать ещё два разъяснения. В некоторых случаях вас, как довольно опытного читателя, может озадачить форма АЧХ акустики в штатном включении, весьма далёкая от неколебимой горизонтали. Не спешите переворачивать страницу, вначале взгляните на АЧХ, снятую под углом к оси. Одна из моделей акустики в этом тесте в принципе не рассчитана на работу по оси, и это демонстрирует то, что изготовитель знал о реальных условиях её будущей работы, а теперь мы знаем, что он знал. Второе замечание: метод MLSSA, которым мы пользуемся при измерении частотных характеристик, и наш стандарт представления результатов строги и безжалостны в той же степени, в какой точны и справедливы. Для иллюстрации этого обстоятельства я не поленился перегнать АЧХ одного из участников, на первый взгляд - довольно причудливую, в формат данных RTA-анализатора, которым пользуются мои коллеги при измерениях в салоне автомобиля, туда же ввёл нашу стандартную передаточную функцию. График - перед вами, найдите потом среди участников того, к которому он относится, это будет интересным занятием, и сравните первое впечатление. В рубрике «Системы» третьоктавная гистограмма могла бы претендовать на лестную оценку, там такое иной раз бывает…

Что из этого следует? Что факторы, привнесённые в итоговую частотную характеристику поведением салона, зачастую более мощны, чем поведение акустики в искусственно созданных безэховых условиях. Вот, собственно, всё, милости прошу в наш зоопарк…

МЁД & ДЁГОТЬ

Ну как вам, понравилось в зоопарке? Сейчас, когда экскурсия завершена, становится очевидным: самым грациозным из обитателей надо признать DLS. «Лидер», и вполне заслуженно. В таком сложном деле, как создание трёхполосной акустики, всегда есть простор для совершенствования, но у DLS Iridium его меньше, чем у кого-либо из одноклассников. Два участника, VIBE и PHD, устроены очень интересно и предоставляют огромный простор для экспериментов. Однако не все потенциальные пользователи трёхполосной акустики по совместительству отважные исследователи, поэтому мы не рискнём адресовать её широким кругам населения. Это на любителя и энтузиаста. А вот акустика Cadence удивила. В хорошем смысле. И заложенные в конструкцию идеи, и их реализация, и звучание произвели впечатление. Так что Cadence - «Фаворит», никаких колебаний на этот счёт у нас нет.


В этой статье будет рассказано и показано как из различных старых запчастей советских звуковых колонок и электротехнических деталей можно изготовить трехполосная акустическая система удовлетворительного качества. Основной задачей автора при сборке системы, было желание сделать качественную вещь по минимально возможной цене.

Материалы и детали, которые были задействованы для сборки трехполосной акустической системы:

Динамики низкой частоты 25гд26
-динамики средней частоты 3гд8е
-высокочастотные динамики 10гдв-35
-фильтр от с90
-корпусы других звуковых устройств
-деревянные бруски
-болты, саморезы
-клей ПВА
-наждачная бумага
-ДСП
-грунтовка
-герметик
-различные инструменты
и другие детали, которые вы можете заметить на приведенных ниже фотографиях.

Рассмотрим подробнее, что именно повлекло автора заняться этой самоделкой , а так же сам процесс сборки трехполосной акустической системы.

В настоящее время в магазинах торгующих электроникой можно найти огромный выбор разнообразных акустических систем, в том числе активных. Но бюджетная ценовая категория таких систем, несмотря на свой приятный вид, в основном имеет не совсем хорошее звучание, которое не дотягивает до проверенных временем советских звуковых колонок, таких как С30 и С50.

Поэтому целью данного проекта было создание добротной самодельной акустической системы, которая будет надежно работать и иметь достойные звуковые показатели, затратив при этом минимальное количество средств, используя детали, которые можно достать по самым низким ценам на барахолках. В итоге собрав все необходимые материалы, автор приступил к созданию своей акустической системы

Основой любой акустической системы являются динамики. Динамики, которые удалось заполучить автору, были в потрепанном состоянии, так как динамики средней частоты, например, были взяты от устаревшего радиоприемника, который не использовался в течение около 20 лет и все это время стоял на чердаке у приятеля автора. Примерно такая же ситуация была и с динамиками высокой частоты, которые были взяты от системы с90, как и некоторые другие детали. Поэтому первым делом автор приступил к их обновлению и приведению в надлежащее работоспособное состояние. К примеру, низкочастотные динамики 25гд26 собирались из нескольких штук, при этом катушки, естественно, были намотаны заново. Для их намотки был использован провод максимального возможного диаметра, а проводящие косички сделаны длиннее, что в итоге положительно отозвалось на четкости звучания.






Когда основная функциональная часть будущей акустической системы была приведена в порядок, автор принялся за создание подходящего для этой системы корпуса. В качестве материалов для корпуса системы были использованы части корпуса различных акустических устройств и в частности прошлых самоделок автора. Эти корпуса были разобраны, после чего из края были зачищены для последующей новой сборки.

Работа, проводимая над созданием корпуса, хорошо отражена в приведенных фотографиях.

Для скрепления различных частей корпуса были использованы как клей ПВА, так и саморезы с брусками.



[




Задняя стенка корпуса системы собиралась из части корпуса другого устройства и листа ДСП. В итоге стенка получилась около 40 мм толщиной и была дополнительно укреплена. В качестве придания дополнительной жесткости, была использована поперечная рейка, которая послужила своеобразным ребром.















Все детали были ошкурены, сам корпус зашпаклеван и промазан герметиком. Так же производились работы по грунтовке и оклейке корпуса устройства. Кроме того, для того чтобы снизить вибрацию при работе устройства, внутренняя часть корпуса была ватином.


В итоге полученная система по субъективной оценке самого автора, легко переигрывает такие системы как «микролаб соло 6» и многие другие аналоги этой ценовой категории и не только.

Читайте также: