Чем может удивить Италия? Удине - провинциальный городок на севере страны. Удине Италия — достопримечательности, город на карте Русские проживающие г удине италия

В XVIII в. в Удине жил и работал художник Джамбаттиста Тьеполо; именно здесь он достиг своей творческой зрелости. Его шедеврами сегодня можно полюбоваться в галерее Тьеполо (в Патриаршем дворце), в кафедральном соборе, в церкви Непорочности.

Удине в наши дни - это город, открытый инновациям, хотя традиционное представление о нём строится вокруг старинных таверн и остерий, где местные жители наслаждаются бокалом вина («тают») в атмосфере дружеского пира.

Фриульские деликатесы, культурные мероприятия и традиционные праздники, музеи на любой вкус - всё это готов предложить вам Удине.

Что посмотреть

Площадь Свободы (Piazza Libertà)

Пьяцца-Либерта́ - самая древняя площадь Удине. Это сердце города, откуда начинаются многие экскурсионные маршруты, посвящённые его истории и культуре. Архитектурный ансамбль площади состоит из гармонично сочетающихся построек эпохи Возрождения; некоторые даже считают, что пьяцца-Либерта́ - самая красивая площадь в венецианском стиле за пределами лагуны.

Площадь Свободы

Площадь находится у подножия холма, на котором стоит замок Удине; её название неоднократно менялось. В средневековье площадь называли винной: здесь располагался соответствующий рынок. В 1350 г. её переименовали в площадь Коммуны, потому что здесь находилось здание городского совета. В 1550 г., когда город уже под властью Венеции, площадь получает имя одного из наместников Светлейшей, Контарены, а в 1866 г., когда вся область Фриули входит в состав Итальянского королевства, её нарекают в честь Виктора Эммануила II. Сегодняшнее же имя появилось лишь после Второй мировой вонйы.

Удине. Площадь Свободы и Лоджия Лионелло © Pecold / Shutterstock.com

Площадь Свободы украшают несколько интересных зданий. Например, Лоджия Лионелло - элегантное палаццо в стиле венецианской готики, облицованная белым и розовым мрамором. На противоположной стороне площади, на возвышении, вы увидите портик и часовню Сан-Джованни. Они построены в 1533-1535 гг. по проекту Бернардино да Моркоте; сейчас часовня посвящена всем павшим в битвах за Италию.

Рядом стоит часовая башня, построенная Джованни да Удине в 1527 г. и украшенная статуями двух мавров. А ещё дальше - Арка Боллани, возведённая по проекту Андреа Палладио. Рустованная арка со львом святого Марка наверху ведёт прямо к городской цитадели. Между Лоджией Лионелло и Аркой Боллани в 1819 г. был установлен памятник миру: его здесь разместили по воле Наполеона, чтобы отметить подписание трактата в Кампоформидо.

Удине. Площадь Свободы на Рождество © FRANCO CELANT / Flickr.com

На противоположном от памятника краю площади расположен монументальный ренессансный фонтан работы Каррара. Также на площади стоят две колонны: святого Марка (установлена 1539 г.) и Правосудия (1614 г.). А между колоннами, лицом к Лоджии Лионелло, размещены две статуи Геркулеса и Какуса (местные ласково называют их Флореан и Вентурин).

Кафедральный собор

Кафедральный собор Удине - это главная и самая впечатляющая церковь города. Он находится на пьяцца-Дуомо, в нескольких шагах от главных улиц старого города.

Фасад собора © milosk50 / Shutterstock.com

Строительство храма началось в 1236 г. по воле патриарха Бертольдо на метсе церкви Сан-Джироламо. В 1257 г. здание храма освящают в честь святого Одорико. В 1335 г. собор расширяется: патриарх Бертрандо ди Сан Дженезио начинает строительство капеллы Благовещения, и всё здание получает имя Санта-Мария-Маджоре. В XIV в. достраивают боковые капеллы, а в XVI в. Доменико Росси и Абондио Стацио переделывают весь собор в стиле барокко.

Интерьер собора © Aconcagua / Wikimedia Commons

В XX в. фасаду возвращают облик XIV в., и этим сочетанием романики и готики можно любоваться по сей день. На фоне кирпичного фасада выделяется портал Искупления, чей декоративный аппарат отсылает к ряду ключевых для христианской религии тем.

Рядом с собором высится мощная колокольня, построенная Кристофоро да Милано в 1441 г. По задумке автора, она должна была быть изящной и высокой, а на верхушке должна была стоять статуя Мадонны, так чтобы она доходила по высоте до колокольни замка со статуей ангела; в результате в небе над городом получилось бы символическое Благовещение.

На первом этаже колокольни обустроен музей собора, посвящённый личности блаженного Бертрандо ди Сан Дженезио.

Интерьер собора. Центральный неф © Aconcagua / Wikimedia Commons

В интерьере собора господствует стиль барокко. Выделяется величественный пресвитерий и шедевры ряда ведущих живописцев мира. В капелле Сантиссимо хранятся полотна Тьеполо. Кроме того, церковь украшают работы Порденоне, Пеллегрино да Сан Даниеле, Торретти (учителя Кановы), Доменико да Толмеццо, Дориньи.

Ораторио-делла-Пурита

Ораторий расположен с южной стороны собора Удине. Он был обустроен на месте театра XVII в. Театр, предназначенный для развлечений и далёкий от духовной жизни, не особенно нравился патриарху Даниэле Дельфино, который считал его местом «мира и роскоши». А поскольку находился он совсем рядом, патриарх решил купить его и переделать в религиозное учреждение.

Джованни Баттиста Тьеполо. «Вознесение Богородицы». Деталь фрески © Mattana / Wikimedia Commons

В нижней части была создана церковь, в верхней - ораторий для девочек. Интересен интерьер помещений, над которым работал Джамбаттиста Тьеполо и его сын Джандоменико. Первый написал «Непорочную Деву Марию» для главного алтаря церкви и «Вознесение Богородицы» на потолке в окружении «Ангелов во славе». Тьеполо-младший расписал стены сценами из Библии.

Джандоменико Тьеполо. «Девушки Израиля встречают Давида-победителя»
© YukioSanjo / Wikimedia Commons

В церкви также можно полюбоваться купелью работы Джованни ди Бьяджо да Дзульо (1480 г.), которую сюда перенесли из собора.

Дворец архиепископа

Палаццо Арчивесковиле, или Дворец архиепископа, на площади Пьяцца Патриаркато, — несомненно, самый знаменитый памятник Удине. Он находится совсем неподалёку от площади Примо Маджо, в нескольких шагах от исторического центра города.

Патриарший дворец. Джамбаттиста Тьеполо. «Рахиль прячет идолов» © Wikimedia Commons

Первоначально Палаццо был построен в XVI веке, когда патриархи Аквилеи решили переехать из замка Удине в какое-нибудь другое здание города. Затем его перестраивали в XVIII веке по проекту архитектора Доменико Росси, назначенного патриархом Дионисием Дельфино. В 1708-1725 гг. было пристроено крыло с библиотекой и овальная лестница. Центральный корпус был надстроен при реализации входного портала, были закончены работы в северном крыле здания и на парадной лестнице.

Дворец патриарха, или архиепископа, с 1995 года стал Епархиальным музеем церковного искусства, знаменитый своими Галереями Тьеполо. В нём выставляются художественные произведения из многих местных церквей, а его стены украшены ранними фресками Джамбаттисты Тьеполо, датируемые 1726-1729 гг. Дворец архиепископа – одна из самых знаменитых жемчужин архитектуры и искусства города Удине.

Патриарший дворец. Джамбаттиста Тьеполо. «Падение восставших ангелов» © Wikimedia Commons

На потолке входного зала можно полюбоваться великолепной фреской «Низвержение падших ангелов». В Гостевой галерее находятся фрески знаменитого художника с библейскими сюжетами, а потолок Красного зала занимает «Суд царя Соломона».

Интерьеры других залов дворца не менее драгоценны. Жёлтый зал украшен тонкой лепниной, а Голубой зал – гротесками Джованни да Удине. Обязательно осмотрите библиотеку Дельфино, где хранятся старинные манускрипты, инкунабулы и висят картины Николо Бамбини.

Замок

Вход в замок Удине осуществляется с Пьяцца Либерта через арку Боллани, увенчанную венецианским львом. Она была построена в 1556 году знаменитым архитектором Андреа Палладио.

Замок Удине

Перед тем как подняться на вершину холма, обойдя по ступеням справа портик Липпомано (1487 год), вы увидите церковь Санта-Мария-ди-Кастелло, интерьер которой украшен бесценными фресками разных веков.

На вершине колокольни установлена фигура бронзового ангела, поворачивающаяся в зависимости от направления ветра. Замок находится на вершине моренного холма. В разные эпохи он был главной резиденцией гастальдов, патриархов и назначенных венецианцами правителей.

Подъём к замку © Foto Fabrice Gallina / Regione Friuli-Venezia Giulia

Современное, недавно отреставрированное здание замка было построено 1511 году на месте разрушенного. Самая интересная часть замка — Салон Парламента, стены которого богато украшены фресками, а кессонный потолок – многочисленными рисунками.

Каза-Каваццини

Каза-Каваццини находится в историческом центре Удине. Это перестроенное здание XVI века, ставшее новым ковчегом для искусства города.

Дом Коломбатти-Каваццини выходит фасадами на виа Саворньяна и виа Кавур, напротив здания городского муниципалитета. Его перестройка и реконструкция была поручена архитектору с мировым именем Гае Ауленти.

Площадь музея составляет 3500 кв. м, распределённых по трём этажам, соединённых двумя лифтами и двумя парадными лестницами. Одна из них недавно построенная, а вторая сохранилась с XIX века. Архитектору удалось подчеркнуть две зоны, сделав их видимыми и наделив особым эстетическим и архитектурным смыслом: великолепную ёмкость-цистерну в венецианском стиле XVI века и зал для коллекции посуды начала железного века (вторая половина VIII век до н.э.), самого старинного собрания музея.

Мебель Moroso в музее © domusweb.it

Во время реставрационных работ в Каза Каваццини были обнаружены великолепные фрески Афро Базальделлы, а также произведения художников второй половины XIV века. Светские сюжеты фресок имеют важное значение для изучения готической живописи Фриули.

Экспозиция музея © udinevicina.it

Сейчас в здании Каза Каваццини расположился Музей современного искусства , экспозиция которого находится на втором и третьем этаже. Здесь можно полюбоваться коллекцией Астальди, подаренной Городскому музею Удине Марией Луизой и Санте Астальди в 1982 году. В неё входят полотна таких художников, как Де Кирико, Савинио, Де Пизис, Карра и Сантомазо; коллекция FRIAM, состоящая из 113 произведений видных современных американских художников, таких как Виллем Де Кунинг, Карл Андре и Фрэнк Стелла, подаренных городу самими авторами после землетрясения, разразившегося во Фриули в 1976 году. Здесь же представлены творения братьев Дино, Мирко и Афро Базальделлы в комнате хозяина дома, Данте Каваццини, который в 1938 году заказал молодым Афро и Мирко Базальделла, а также Коррадо Кальи фресковую роспись стен.

В музее также проходят великолепные временные выставки.

Кухня

В местной кухне используются простые и традиционные продукты. Сильно выражена сезонность; особый упор на натуральные ингредиенты, благодаря горному климату приобретающим более насыщенный вкус.

Полента из кукурузной муки


Полента на доске © Foto Alessandro Castiglioni / Regione Friuli-Venezia Giulia

Кукурузную муку смешивают с водой в медной кастрюле и отваривают в течение часа. Это самый простой, народный способ приготовления злаков, помимо хлебопечения или приготовления пасты (макаронных изделий). До того, как в Италию была привезена кукуруза, так готовили ячмень, полбу, рожь, пшено, гречку и пшеницу.

Фрико кон полента

Фрико кон полента © ristorantecarnia.com

Фрико – это, несомненно, самое известное блюдо из всего гастрономического разнообразия Фриули-Венеции-Джулии. Это лепёшка из сыра и картофеля со сливочным маслом. Существует две разновидности – хрустящая и мягкая. В состав хрустящего фрико входит тонкий слой сыра (обычно монтазио), который обжаривают в кипящем масле. Его часто подают как закуску. Мягкий фрико готовят из картофеля, сыров различной выдержки, добавляя в состав также сливочное, оливковое масло и соль. Получается толстая лепёшка.

Кьярсонс

Кьярсонс © Foto Regione Friuli-Venezia Giulia

Кьярсонс – горячее первое блюдо, традиционное для Удине. По сути, это вареники полукруглой формы со сладкой и солёной начинкой, что создаёт непередаваемый контраст. В них кладут изюм, какао и шоколад, корицу, шпинат, зелёный лук, рикотту, варенье, добавляют ром, граппу, петрушку, галеты, яйко, молоко. Их отваривают в горячей подсоленной воде, сливают воду, приправляют маслом и копчёной рикоттой («скуэте фумаде»). Вместо свежего сливочного масла, иногда используют топлёное, которые было широко распространено в прошлом ввиду отсутствия холодильников.

Ньоккетти де Грис

Ньоккетти де Грис в бульоне © blog.giallozafferano.it

Ньоккетти де Грис – это типичное фриулийское блюдо, клёцки из манной крупы в бульоне. В кипящее молоко засыпается манка, в которое, помешивая, добавляется сливочное масло, яичный желток и мускатный орех. Хотя это блюдо считалось пищей простолюдинов, оно необычайно вкусное.

Музет э броваде

Музет э броваде © mangiarebuono.it

«Музет» – это разновидность салями из субпродуктов, а «броваде» — это гарнир из белой репы с виноградом, традиционно подаваемый к жареному и отварному мясу. С 2011 года ему даже присвоили категорию DOP. Готовят его так: небольшие ломтики репы с фиолетовым ободком вымачивают в виноградном жмыхе, а затем долго тушат в кастрюльке с оливковым маслом, лавровым листом и часто с куском жирной свинины.

Как добраться

На самолете

Международный аэропорт Ронки деи Леджонари находится в 30 км от Удине. До города ходит автобус-экспресс.

На поезде

Главный вокзал находится на виале Эуропа Унита, в двух шагах от исторического центра. Поезда ходят в главные города Италии.

На автомобиле

Проще всего добраться до Удине по автомагистрали А23 Пальманова – Удине – Тарвизио. Можно воспользоваться северным и южным съездом, Удине Норд и Удине Суд соответственно. Добираться до центра города по обеим дорогам одинаково удобно.

Удине, Италия - подробная информация о городе. Путеводитель по Удине: популярные достопримечательности с фото и описанием.

Город Удине (Udine)

Удине уютно расположился на северо-востоке Италии у самого подножия Альп. Столица Фриули покорит Вас уютными площадями, шедеврами Тьеполо и аутентичными тавернами, в которых можно продегустировать вино.

Удине - это город с венецианским шармом и старинными зданиями, "самой красивой венецианской площадью на материке" - площадь Свободы и замком на холме, из которого можно увидеть крыши города и альпийские предгорья.

Город Удине относится к региону Фриули-Венеция-Джулия и является центром провинции с тем же названием. Первые упоминания о городе датируются 983 годом. В Средние века Удине стал центром всего региона. Позднее значение города упало. Удине на протяжении своей истории входил сначала в состав Венецианской республики, потом Австро-Венгрии, пока в 1866 году, наконец, не вошел в состав Италии.


Удине - это относительно небольшой спокойный город, он не похож на шумный Рим, модный Милан или веселый и бесшабашный Неаполь, но, безусловно, имеет свое собственное очарование.


Достопримечательности Удине

(Piazza Libertà) - старейшая площадь Удине, архитектура которой представляет венецианский стиль. Архитектура площади относится к 15-16 веку. Доминантой площади является лоджия Сан-Джованни с башней, на которой установлены часы.


(Castello di Udine) - одна из главных достопримечательностей города. Замок расположен на вершине холма в историческом центре города. Современный замок построен в 16 веке на месте старой крепости. Интересна легенда о происхождении холма, на котором расположен замок. 452 год, нашествие варваров - легендарный Аттила приказал своим солдатам построить возвышенность после очередной победы. Каждый солдат набрал землю в шлем и высыпал её на этом месте. Сейчас замок используется как музей.


(Cattedrale di Udine) - одна из самых старых церквей города, строительство которой относят к 13 веку.


(Chiesa di Santa Maria di Castello) - является старейшей в городе. Это старинное сооружение 12 века в романском стиле.


(Chiesa di San Francesco) - является одним из старейших религиозных зданий в города, бывшая штаб-квартира братьев-миноритов в городе и во всем регионе Фриули. Была построена во второй половине 13 века. Церковь была сильно повреждена в результате бомбардировок во время Второй мировой войны, затем восстановлена. Начиная с последних десятилетий используется для временных выставок, в основном местных художников.


Является одним из самых важных религиозных учреждений. Расположен в самом центре города. Здесь хранится Мадонна делле Грацие - известная икона 15 века.


«Италия по-русски » - крупнейший информационный портал об Италии

Удине расположен в регионе Фриули - Венеция-Джулия, между Адриатическим побережьем и Альпами, недалеко от границы со Словенией.

Краткая история города

983 г. - первое письменное упоминание о замке Утинум (Utinum), который находился на территории современного города.

10 век - начало строительства крепостной стены.

1238 г. - в Удине перенесли резиденцию патриарха Аквилеи и отдали приказ строить Кафедральный собор. Город становится фактической столицей Аквилейского патриархата.

1418 г. - Венеция объявила войну Аквилейскому патриархату.

1420 г. - патриарх бежал из Удине, а сам город до конца XVIII века находится под контролем венецианцев.

1511 г. - в результате землетрясения погибло 6 тысяч человек, разрушились основные строения города.

1797 г. -Удине переходит в руки Австрии.

1805-1814 гг.- французская экспансия в Удине.

1859 г.- построена железная дорога, соединившая Удине, Триест и Венецию.

1866 -Удине входит в состав объединенной Италии.

1917-1918 гг.- австрийская оккупация.

1943 - 1945 гг.- город находился под немецкой оккупацией.

Достопримечательности Удине

Историческим центром Удине принято называть небольшую территорию площадью примерно в 1 кв. км, находящаяся в пределах крепостных стен конца XIII - начала XIV веков, которые сейчас разрушены. У старого города практически квадратная форма, а в самом его центре -Кафедральный собор. О нем и пойдет речь ниже.

Кафедральный собор (Cattedrale di Santa Maria Maggiore)

Кафедральный собор Удине расположился на площади Piazza del Duomo (Соборной площади). Интересно, что раньше здесь возвышалась старинная церковь святого Иеронима, фундамент которой смогли найти в ходе реставрации 1967 года. Собор начали возводить в XIII веке по приказу Бертольда VII Андех-Меранского. Уже в 1257 году здесь состоялись церковные службы.

Собор постигла участь многих достопримечательностей в Италии: в 1348 году собор достаточно пострадал во время землетрясения. Реконструкцию провел выдающийся архитектор Пьетро Паоло да Венеция лишь 20 лет спустя. Он принял решение уменьшить круглые резные окна и изменить форму арок. Однако преобразования на этом не завершились. В 1383 году Собор удлинили, два века спустя сделали боковые капеллы. В XVIII веке Дуомо практически полностью переделали в стиле барокко. В XX в. решили восстановить историческую справедливость и придать фасаду черты XIV века. На протяжении всего прошлого века все реставрационные работы направлены на воссоздание изначального вида. Вот такая непростая судьба у Собора, которого, словно куклу, успели переодеть несколько раз.

Кафедральный собор в Удине. Фото italianvisits.com

В центре фасада собора находится Портал Искупления (или Спасения). Его создал неизвестный немецкий мастер 14 века. Портал и украшен горельефом, который символизирует Спасение. Обязательно стоит обратить внимание еще на один портал справа - эпохи Возрождения, который выполнил Карло да Карона (1525), с Мадонной с младенцем внутри работы того же мастера. Слева вашему взору откроется портал XVIII века. Исследователи предполагают, что его создал Доменико Росси, однако это доподлинно неизвестно. Над порталом расположились скульптуры Веры и Надежды. Верующие отмечают, что, несмотря на все эти, казалось бы, бесконечные реставрации, собор продолжает поражать своим размахом, величием и непоколебимостью.

Украшающие убранство собора полотна Тьеполо, Пеллегрино да Сан Даниэле, Доменико да Толмеццо, Амальтео, Порденоне не оставляют равнодушными даже тех, кто никогда не интересовался искусством. Своды собора, изображающие рай, расписал художником из Франции Дориньи. Он же создал и аллегорические полотна центральной капеллы. Великий венецианский художник Джамбаттиста Тьеполо в 1726 году нарисовал «Жертвоприношение Исаака» и «Явление ангела Аврааму» на настенных фресках внутри капеллы Таинств. В 1776 году построили ризницу с несколькими помещениями. Там можно увидеть «Распятие» Маффео да Верона, «Мадонну Реджо-Эмилия» Джакомо Пальмы Младшего, «Успение» Торретти, полотна Новелли (1792), работы Грасси и Порденоне. В четвертом - «Отсечение головы Иоанна Крестителя» Джакомо.

Рядом с Кафедральным Собором в 1983 году открылся музей. Там находится, например, полотнище ткани, в котором в 1350 году похоронили патриарха Аквилейский Блаженный Бертранд (1265-1350).

Площадь Свободы (Piazza Libertà)

Площадь Свободы выдержана в венецианском стиле. За свою многовековую историю она не раз меняла название. В 1350 году она была известна как piazza del Comune, в Средневековья - piazza del Vino, а в XVI веке - piazza Contarena, в 1866 году — в честь Виктора Эммануила II. Современное название площадь получила после Второй мировой войны. Здесь находятся памятники архитектуры: колонна 1539 года с шагающим львом святого Марка, фонтан Каррара эпохи Возрождения, колонна со статуей Правосудия 1614 года, скульптурная группа «Геркулес, победивший Какуса» 17 века. Напомним, что площадь свободы считается самой красивой материковой площадью, выдержанной в венецианском стиле.

Площадь в венецианском стиле. Фото italianvisits.com

Лоджия Сан-Джованни (Loggia e Tempietto di San Giovanni)

На площади Свободы расположились Лоджия и Храм святого Иоанна. Вместе они представляют собой гармоничный ансамбль. От прежней церкви после землетрясения остался колокол. В 1533 году здесь началось строительство новой по проекту архитектора Бернардино да Моркоте. Рядом же выросла и Лоджия (известна как Галерея Сан-Джованни), стиль которой напоминает стиль Брунеллески. Теперь Храм и Лоджия вместе образуют гармоничный ансамбль. Ранее, во времена австрийского владычества они использовались как гвардейские казармы. Сейчас в Лоджии расположен Пантеон Павших.

Гармоничный ансамбль. Фото alessandropreziosi.tv

Арка Боллани (Arco Bollani)

Арку Боллани возвели в честь наместника Доменико Боллани, который избавил город от эпидемии чумы. Архитектор Андреа Палладио начал работу в 1556 году. Спустя 7 лет он же расширил и оформил дорогу, соединяющую арку с замком. В 1797 года французы демонтировали крылатого льва арки и отвезли его к себе. Сама арка успела пострадать и во времена Второй мировой войны от авиационных налетов. Во время реставрации 1953 года на арке установили нового льва Эмилио Галдана.

Арка Боллани. Фото musicafotopoesia.com

Архиепископский дворец (Palazzo Arcivescovile-Patriarcale)

На площади Piazza Patriarcato находится Архиепископский дворец. Центральную часть дворца построили в XVI веке. В 1708 году архитектор Доменико Росси по просьбе патриарха Дионисио Дельфино начал работу над крылом здания для размещения в нем библиотеки, овальной лестницей, центральным корпусом с порталом.

Уже 17 лет здесь находятся Епархиальный музей и галерея Тьеполо. За стенами дворца скрываются сокровища - произведения искусства из церкви епархии, Джованни Баттиста Тьеполо. На потолке над лестничным пролетом взору открывается фреска Тьеполо «Падение мятежных ангелов» (1726), изображающая картины Книги Бытия.

В большом зале находятся 20 картин художников Баварии и Австрии XVIII-XIX вв. На первом этаже представлена экспозиция фриульской деревянной скульптуры XIII-XVIII вв. На втором - два зала с фресками Джованни Баттиста Тьеполо. Он выполнил фрески на тему «Истории патриархов Авраама, Исаака и Иакова» и «Суд царя Соломона». Ему помогал Джироламо Мангоцци, рисовавший квадратуру.

Во дворце расположилась Архиепископская библиотека с небольшой, но богатой коллекцией из 11 000 томов. Книги хранятся в деревянных резных шкафах XVIII века. Еще в одном зале дворца есть библиотека Бартолини с 10 000 книг, которую подарили Епископской курии Удине в 1827 году.

Сокровищница искусства. Фото it.wikipedia.org

Базилика-святилище Богоматери Милости (Basilica Santuario della Beata Vergine delle Grazie)

Это одно из самых важных сооружений Удине. Изначально храм посвящался святым Гервасию и Протасию, но позже его переименовали в базилику Мадонны Милости. Чудесное изображение Мадонны, которое, по преданию, избавляло от болезней, наместник венецианского правительства Джованни Эмо получил от константинопольского султана. Однако святыню не сразу хотели отдавать церкви. Это решение было принято после того, как повариха Эмо на кухне, чуть не отрубила себе руку. Она долго молилась перед иконой и получила исцеление. Внутри базилики хранятся работы, авторство которых приписываются Доменико Тинторетто: «Рождение Девы Марии», «Поклонение пастухов», «Мадонна», «Святая Урсула».

Благодатное место. Фото en.wikipedia.org

Замок Удине (Castello di Udine)

Одним из главных символов города является Замок Удине, который величественно возвышается на холме в центре. В него можно попасть тремя путями:

По дороге, которая проходит перед церковью Богоматери;

По лестнице Джустиниана;

Через арочную галерею Липпомано.

Первое упоминание о замке «Утинум» восходит к 983 году. В эпоху Римской Империи холм стал постепенно заселяться. Здесь построили церковь Богоматери, здания общественного назначения. В 1348 году весь архитектурный комплекс сильно пострадал во время землетрясения. С 1483 года здесь располагался парламент Фриули. Однако покой царствовал недолго: землетрясение 26 марта 1511 года и пожар следующего.

Сейчас понять, как же выглядел прежний замок, поможет старинная печать. Современное сооружение начали возводить в 1517 году. Работы завершились лишь 50 лет спустя. Сейчас внутри замка расположились пинакотека, музей археологии и нумизматики, музей Рисорджименто и фотоархив.

Возвышающийся на холме замок Удине. Фото italianvisits.com

Галерея старинного искусства в Замке Удине (Galleria d"Arte Antica)

В Замке Удине разместились музеи. Одно из самых известных считается Галерея старинного искусства в бельэтаже зала Парламента. Здесь как нельзя лучше изображено развитие живописи Фриули с XIV до середины XIX века. В 2007 году после долгих конфликтов Венеция вернула Удине картину Витторе Карпаччо «Христос в окружении четырех ангелов» 1496 года для церкви святого Петра Мученика.

Дворец Антонини (Palazzo Antonini-Casa Grande)

Дворец Антонини - городская резиденция знатного семейства Антонини, которую построил уже знакомый нам Андреа Палладио. Заказчик строения был амбициозен. Он хотел продемонстрировать свой изысканный вкус во всем - даже отчеканил медаль в честь основания дворца. На туристов дворец Антонини производит неоднозначное впечатление и городской резиденции, и пригородной виллы. Капелла Манин (Cappella Manin) Капелла в стиле барокко получила свое имя в честь знатного рода Манин. Она была построена в 1735 году по проекту архитектора Доменико Росси. В главном алтаре восседает Мадонна с младенцем работы Джузеппе Торретти. Он же создал каменные горельефы, которые изображают жизнь Пресвятой Девы.

Часовая башня (Torre dell"Orologio)

В 1527 году Джованни да Удине построил часовую башню. Два мавра на ее вершине отбивают каждый час. Однако башня здесь красовалась уже и раньше. В 1332 году на площади Свободы стояла городская башня по проекту Франческо Венуто да Нимис. 37 лет спустя часовщик Джованни делла Колледжата из Чивидале захотел установить на башне часы, которые верно служили до 1379 года. Однако горожан смущало то, что фигурки, обивавшие каждый час, были голыми. Чтобы больше никто не краснел, им изготовили специальные кожаные наряды. Далее последовали новые часы, однако и сама башня простояла вплоть до 1527 года, когда произошло землетрясение. Тогда и построили современную башню, которая радует прохожих по сей день.

Башня с непростой историей. Фото paesionline.it

Церковь святого Франциска (Chiesa di San Francesco)

Церковь святого Франциска в романском стиле возвели ко второй половине XIII века. Ее, как и Кафедральный собор, далеко не раз перестраивали. Однако радикальные изменения ее ждали в XVIII веке: Церковь перестроили в стиле барокко. В 1934 году во время реставрационных работ церкви святого Франциска пытались вернуть хотя бы прежний вид внутреннего убранства. Например, поставили на прежнее место фрески с изображением эпизодов из жизни блаженного Бертранда. Однако памятник архитектуры был сильно разрушен от бомбардировок в 1945 году, его решили восстановить в первоначальном виде. Сейчас в церкви проводят всевозможные экспозиции.

Церковь как зал экспозиции. Фото italianvisits.com

Небольшой городок Удине с населением в 99 тысяч человек произведет на вас глубокое впечатление. Местные жители с удовольствием расскажут вам о здешних красотах не только на итальянском, но и фриульском языке, распространенном на территории северо-восточной Италии.

На востоке севера Италии, в сорока километрах от теперешней границы со Словенией, расположился город Удине. Близость к Адриатическому морю на юге и к Альпийским горам на севере, а также чудесная круглогодичная погода, превратили Удине в популярный среди туристов город со стотысячным населением – отсюда легко добраться на курорты Италии, при этом проживание обойдется дешевле.

Когда здесь появились первые поселения точно неизвестно, а первые документальные подтверждения относятся к 983 году. В этом году император Священной империи и, по совместительству король Германии, подарил замок Утинум Аквелийскому патриарху, то есть можно предположить, что замок был построен, как минимум, на столетие раньше. Удобное расположение и политическая важность сделали Удине, во времена средневековья, важным центром не только провинции и патриархата, но и всего региона Фриули.

Фото Удине

Уже в начале пятнадцатого века Фриули, а значит и Удине стали частью республики, но местные князьки сменялись постоянно. Приходилось городу и его жителям пострадать от турецких набегов – туркам было мало Балканского полуострова, они старались продвинуться как можно дальше на запад.

Во время Наполеоновских войн Удине несколько раз переходил от французов к австрийцам, от них к итальянцам, а потом снова к французам. Завершилось такое «перебрасывание» в 1866 году вместе с окончанием австро-итальянской войны, по ее результатам Габсбурги, бывшие до этого правителями Удине, уступили город объединенной Италии. В середине шестидесятых годов двадцатого века произошло объединение нескольких провинций – Триеста, Гориции, Порденоне и Удине. Результатом этого объединения стало появление нового региона – Фриули-Венеция-Джулия, в котором Удине занял свое место как административный центр провинции.

Сегодняшний город имеет свою историческую часть, и ее центром и главной достопримечательностью является Плаца делла Либрета. Когда впервые попадаешь на эту площадь, то появляется ощущение нереальности, настолько все похоже на театральные декорации к исторической постановке. А крытая галерея Аркадо ди Сан Джованни словно переносит в прошлые века и позволяет, прогуливаясь по ней рассмотреть все подробности площадной жизни. Отдельного упоминания заслуживает Старый замок, где был обустроен городской музей и Историческая Галерея Античного Искусства.

Именно в этом замке в среднее века была резиденция венецианских правителей. Смешавший в себе черты романской архитектуры и готики Кафедральный собор не только центральное религиозное сооружение города, здесь можно увидеть работы живописца Тьеполо, из-за которого Удине и получил прозвище «Город Тьеполо».

Нам очень понравилась Австрия, и даже где-то не хотелось уезжать. Но основной целью путешествия была Италия. Вся наша семья питает какую-то непонятную слабость к этой стране. Как ни странно, мнения моих знакомых об Италии диаметрально противоположные: от щенячьего восторга до презрительного "бедная страна цыган и нищебродов". Но чтобы судить про Италию, надо хотя бы раз её увидеть.
Мы увидели однажды и влюбились.

О том, что мы пересекли границу Италии, нам сообщил навигатор жирной линией на экране. По факту - мы просто пересекли мост через речушку. Пейзаж остался тот же, а вот знаки и названия населённых пунктов изменились с грубых немецких на музыкально-итальянские (хотя порой для меня всё равно трудно выговариваемые).

Первая остановка в Италии - Удине (ударение на У). Город расположен в 100 км от австро-итальянской границы. Доехали за час.

Все основные итальянские города связаны хорошими автобанами, которые постоянно ремонтируют, модернизируют и расширяют. Разрешённая скорость до 130 км/ч. Много сервис-пунктов, где можно заправиться, поесть, отдохнуть. Это хорошая новость.
Плохая новость - очень, очень дорогой бензин и не менее дорогой проезд по автобанам.
Средняя цена на бензин в Австрии была в районе 1,7 евро за литр А-95. В Италии сразу от границы цены стали выше (1,78 евро/литр). А чем дальше в глубь страны - тем ещё выше. Максимум, который нам попадался - 1,9 евро.
Автобаны - отдельная песня. Виньеток на определённый срок действия как в других странах Европы в Италии нет, зато есть пункты оплаты проезда по автобанам. (Справедливости ради отмечу, что практически всегда существует альтернативная дорога. Бесплатная. Но времени придётся потратить значительно больше).

Сначала, въезжая на автобан, получаешь талончик, где отмечен пункт въезда, дата и время. На съезде с автобана предъявляешь талончик кассиру или в аппарат автоматического обслуживания, тебе говорят или показывают, сколько надо заплатить.
Платить можно по-разному: наличными кассиру или в автомат, банковской картой или купить "автоматический проездной" E-pass.
Как происходит начисление суммы к оплате, мы так и не разобрались. Но самая маленькая сумма была 3 евро за 3,5 км, а самая большая чуть более 30 евро за путь от Генуи до Флоренции. Оплата дорог и бензина в итоге заметно сказались на бюджете, что несколько подпортило общее впечатление от Италии.
Но во всём остальном (история, архитектура, культура, кухня и прочее) Италия не переставала удивлять и радовать.

У итальянцев есть какая-то патологическая тяга все украшать. Порой такие украшательства больше похожи на китч, но чаще всего это действительно красиво, стильно и просто - мило.
Стоит только вспомнить, сколько есть известных и достойных итальянских брендов в мире моды. Опять же, мебель, сантехника, плитка и другие элементы декора. Всё лучшее в плане дизайна, как правило, из Италии. Архитектура - отдельный разговор. Живопись, скульптура... Италия подарила миру много великих имён.

Проезжая маленькие города и села, не переставала восхищаться их живописным видом. Черепичные крыши домов, утопающие в зелени и цветах. Бесконечные поля, сады и виноградники. К слову о виноградниках: мы много где в Европе видели те же сады, и виноградники, и поля. Но итальянцы есть итальянцы. Каждый проход между рядами виноградных лоз украшен цветущим розовым кустом. И если смотреть вдоль дороги, то не видишь виноградники, а видишь розовую аллею.

К сожалению, на автобане не остановишься пофотографировать. А делать снимки на ходу из автомобиля - это всё равно, что фотографировать отбойники на обочине.

Поэтому перейду к Удине. Это достаточно большой город по итальянским меркам, столица одноимённой провинции, которая расположена в регионе с красивым названием - Фриули-Венеция-Джулия. Город достаточно старый, основан приблизительно в 13-14 веках.

Удине лежит у подножия Альп, горы видно почти из любой точки города.

Нам повезло с отелем, расположен он был в 10 минутах ходьбы от исторического центра.

Мы поселились, когда уже начинало темнеть. Решили не терять времени и сразу пойти смотреть город.

В Удине какая-то удивительная, спокойная атмосфера. Люди неспешно гуляют по тихим, узким улочкам. Нет никакой суеты (может потому, что вечер и всё уже закрыто?). В старом городе можно бесконечно рассматривать здания, окна, двери, крыши, фасады, балконы и другие элементы в архитектуры. За долгие столетия здесь всё смешалось в кучу, и именно эта мешанина придаёт очарование городу.

Итальянские города вообще могут служить хорошим наглядным пособием по истории архитектуры. Здесь можно встретить здания от античности до наших дней.

Кафедральный собор расположен на Соборной площади (Piazza del Duomo). Выбрали такой вот ракурс.

Церковь Святого Франциска, романский стиль, 13 век.

Местное кафе выставило свои столики на небольшую городскую площадь. Прекрасный момент, которого мы так ждали - выпить кофе в уличном кафе. За поездку это первый настоящий итальянский кофе.

У итальянцев особенный эспрессо - пол чашки крепкого, немного густого и очень ароматного напитка.
Муж где-то вычитал, что по закону, если ты в Италии заказываешь кофе не за столиком, а за барной стойкой, то цена его - 1 евро. Это оказалось действительно так, чем мы постоянно пользовались. За время путешествия по Италии, мы в день выпивали двойную, а порой и тройную дневную норму кофе, но нисколько от этого не страдали. :)

Решили ещё немного посидеть за столиком кафе, разглядывая площадь, памятники, фонтан, дома и людей. Здесь никого не напрягает, что ты сидишь в кафе просто так и ничего не заказываешь.

Как и везде на юге, темнеет очень быстро. Для фотосессий с нашей техникой совсем неподходящие условия.
Но я всё равно пытаюсь урвать хоть что-то на память.
Идём дальше по узеньким улочкам.

Выходим к Лоджии Сан-Джованни.

Центр ночной жизни - площадь Свободы (Piazza Libertà).

Вся площадь, скульптуры, фонтан и дома по периметру освещены огнями. Любуемся и наслаждаемся отдыхом.

Часовая башня - одно из украшений площади.

Исторический центр города не слишком большой, но всё равно нам не удалось обойти всё. Мы гуляли до тех пор, пока не стало совсем поздно.
Завтра рано в дорогу, впереди нас ждёт Милан.
Но Удине оставил на память о себе приятное послевкусие.

Читайте также: