Тиволи вилла адриана часы работы выходной. История архитектуры

Нажимая мышью на любое место на нашем сайте или нажимая «Принять», вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов и других технологий обработки персональных данных. Вы можете изменить свои настройки приватности. Cookie-файлы используются нами и нашими проверенными партнерами для анализа, улучшения и персонализации вашего пользовательского опыта на сайт. Кроме того, эти cookie-файлы используются для таргетированной рекламы, которую вы видите как на нашем сайте, так и на других платформах.

Одним из самых известных римских императоров был Адриан. Свою популярность он получил как архитектор, художник и философ. Многие известные сооружения того времени были построены благодаря ему. Также император очень любил путешествовать, где его всегда сопровождала свита художников, проводящих зарисовки увиденных достопримечательностей. Не удивительно, что человек с такими интересами на склоне лет решил построить для себя что-то удивительное и в то же время спокойное, способствующее уединению и погружению в себя. Таким сооружением и стала вилла императора Адриана в Тиволи.

Вилла Адриана в Тиволи

Местом для строительства был выбран участок, принадлежавший жене Адриана. Он находился у склона Тибуртинских гор в 30 километрах от Рима. Именно здесь в 125 году нашей эры началось строительство виллы Адриана в Тиволи. Строительство продолжалось вплоть до смерти Адриана. Говорят, что император лично разрабатывал проект для своего творения.

На огромной территории в 120 гектаров развернулись живописные пруды и парки. Здесь же расположены разнообразные постройки – библиотеки, театр, сады, покои императора, термы, музей, башня, храм, академия, здания для охраны, рабов, обслуживающего персонала. Здесь нашли отражения все путешествия императора Адриана, вилла императора Адриана объединила в себе египетскую, греческую, восточную культуры. Интересны и местные портики, они были умышленно занижены, чтобы император мог чувствовать себя выше.

Для украшения виллы императора Адриана в Тиволи сюда доставляли копии и подлинники известных на то время произведений искусства - фрески, кариатиды, скульптуры. Выделяется и общая продуманность сооружения, здесь все предназначено именно для спокойной жизни императора. Даже для того, чтобы избавиться от лишнего шума и надоедливого персонала, были оборудованы подземные дороги для повозок и людей.

Зал философов

Канопа

Вилла Адриана в Тиволи по своему размеру и количеству построек действительно является уникальным сооружением и достоянием человеческой культуры.

От виллы д’Эсте (Тиволи) до виллы Адриана можно доехать только на местном автобусе . Римские проездные, а также тот билет, который вы купили в Риме на автобус Cotral, здесь не действуют. Автоматов возле остановки нет, поэтому билет на местный автобус вам придётся купить в одном из газетных киосков (фиолетовый флажок на карте). Билет на одного человека в одну сторону стоит 1,3 евро (2017 год). Если вы планируете вернуться в Тиволи, то покупайте сразу два билета, а если после посещения виллы Адриана хотите вернуться сразу в Рим – то покупайте один («One ticket to villa Adriana please»).


Автобусная остановка, с которой можно уехать в Рим на автобусе Cotral или на виллу Адриана на автобусах 4 и 4х

Купив билет, идите на остановку , которая находится на противоположной стороне той улицы, где вас высадили, когда вы приехали из Рима (см. жёлтую метку на карте и фотографию).

Здесь вам нужно сесть на автобус 4 и ехать до остановки L.go M. Yourcenar (Villa Adriana) – она находится прямо рядом с кассой виллы Адриана (розовая метка на карте). Номер автобусной линии (Linea 4 или Linea 4x) написан на табличке слева внизу за стеклом (см. фото). Не сядьте случайно на знакомый синий автобус Cotral! N.B. Водители автобусов билеты не продают ! Когда зайдёте в автобус, просто отдайте билет водителю – он его слегка надорвёт и потом компостировать его не нужно (да и негде).

Автобус 4х

Остановки не объявляют (навигатор в помощь). Автобусы ходят с периодичностью 25 – 50 минут (см. расписание на 2017 год). Также можно сесть на этой же остановке на автобус 4х (расписание); он ходит намного реже, но довезёт вас до той же остановки L.go M. Yourcenar (Villa Adriana).

Расписание автобуса 4

Расписание и остановки автобуса 4х

Обратно от виллы Адриана в Тиволи можно уехать с той же остановки, на которой вы вышли. Она находится рядом с кассой (там есть табличка с расписанием автобусов 4 и 4x, а на асфальте нарисован прямоугольник с надписью BUS).

Касса виллы Адриана и остановка автобусов 4 и 4х

Если вам нужно в Рим , а не в Тиволи, то вы можете пройти на ближайшую остановку на улице via Nazionale Tiburtina, на которой останавливаются автобусы Cotral (см. карту – оранжевая метка Tiburtina/via della Serena). Расстояние от виллы Адриана до ближайшей остановки – около километра. Здесь вам нужно будет помахать рукой проходящему тёмно-синему автобусу с надписью Cotral. Заходите, компостируете билет, который предусмотрительно купили ещё в Риме на Ponte Mammolo, и едете до конечной остановки.

January 16th, 2013

В этот день нас внезапно оказалось трое - непрошеный спутник возник из темных туч, пригнанных ветром с побережья. Яркое, раскрашенное колокольным звоном римское утро уже часам к девяти затянула сумрачная пелена и по черепичным крышам, капотам машин, асфальту дорог забарабанил мелкий холодный дождь. Это никак не изменило наших планов - очень хотелось в Тиволи.

Добраться на виллу несложно: нужно доехать до станции Ponte Mammolo синей ветки В (конечная направление - Rebibbia ). Выйдя из здания станции, сразу же попадаешь на автобусную стоянку - здесь - выбрать автобус до Тиволи. В нашем случае он был единственный на свей стоянке, мирно мок под дождем и ждал нас. Дальше мы ориентировались по подсказкам местных жителей, чтобы попасть на виллу, нужно выходить на небольшой развязке Strada Provinciale Maremmana Inferiore , там, где от нее на юго-восток отходит Via Della R оsolina . Указателей «Вилла Адриана - Туда» здесь нет, но кто-нибудь из местных обязательно подскажет. Иначе автобус увезет дальше, в горы, в центр Тиволи. От остановки автобуса пройдем несколько кварталов по Виа Росолина, свернем на Via di Villa Adriana - тут уже есть указатель, - и вот они, билетные кассы, охраняемые бдительными стражами - черным котом и большим бежевым псом (в памяти всплыла картинка из «Энциклопедии собак» - мареммоабруццкая овчарка).

Цербер притомился и спит

Кроме нас, желающих наведаться на виллу в «такой ужасный дождь» ((с) - по словам девушки в кассе) не было. Поправив рюкзак, мы шагнули в тень высоких черных кипарисов.
Территория виллы гигантская (как предполагается, не менее 10 кв.километров), раскопано и доступно для осмотра далеко не все, но, даже несмотря на это, экскурсия займет почти целый день. Оставив на потом греческий театр слева, мы слали медленно подниматься по склону пологого известкового холма, который когда-то император Адриан выбрал для строительства своей загородной резиденции.

Адриан, без сомнения,относился к числу людей, одержимых тягой к путешествиям. Исколесив за десять лет всю империю, император даже скончаться умудрился не дома, в роскошных чертогах виллы, а в Байях. Место, выбранное императором-скитальцем для строительства гигантской виллы, находится в 25 километрах к северо-востоку от Рима, у подножия горной гряды. Строительство было начато в 118 году и закончено в 134 году, за четыре года до смерти Адриана.

Особо понравившиеся места Адриан увековечил в прекрасных постройках виллы: Печиле, Академия, Афинский Лицей в Греции, долина Темпе в Тессалья, Канопа в Египте . На вилле было все необходимое: огромный комплекс терм, пруды и бассейны, библиотека, театр, места для созерцания, роскошные сады. Не были забыты и казармы для личной гвардии.

Первое сооружение, встречающее туристов, - Печиле (Pechile , другое встречающееся на звание - Пойкил, в честь одноименной галереи в Афинах) - огромная площадь в виде вытянутого прямоугольника размером 232 на 97 метров, с северной стороны ограниченная высокой стеной, через ворота в которой и попадаешь сейчас на виллу. В центре Печиле находится глубокий бассейн, где в зеленоватой воде стоят большие черные рыбины.

Бассейн нехудожественно обнесен красно-белыми ленточными заграждениями, видимо, для защиты от рыбаков-любителей и случайных шустрых детей. По краям бассейна во времена Адриана располагались портики, причем спланированы они были так, что при любом положении солнца половина колоннады обязательно оказывалась в тени и прогуливаться там можно было в любое время. Назначение Печиле не вполне ясно - возможно, бассейн находился там изначально и был окружен колоннадой, возможно, это место использовалось как ипподром или стадион. Рядом с Печиле находятся помещения для обслуги и рабов, так называемые «Сто комнат» (Cent о Camerelle ). Сто комнат максимально удалены от жилых и развлекательных частей виллы. Если присмотреться, то рядом с Печиле кое-где можно увидеть раскопанные подземные коридоры - инфраструктура виллы предусматривала скрытое перемещение обслуги, чтобы не мозолила глаза и не портила пейзаж.

Подземные коридоры. Некоторые так широки, что внутри могла пройти небольшая повозка или тележка

Дом с тремя экседрами, слева видны загадочные алтари

Двор Дома с тремя экседрами

Тончайшая резьба на базе однй из колонн

Интересное здание в форме листа клевера, почти примыкающее к Печиле - это Дом с тремя экседрами , богато украшенное небольшими колоннадами оно, вероятно, использовалось для гимнастических упражнений. Внутри здания находился фонтан. В экседрах сохранились остатки загадочных то ли столов, то ли алтарей - сложенные из кирпича невысокие столбики, увенчанные плоскими мраморными столешницами.

Одна из экседр

Пройдя немного дальше, попадаем к небольшим женским (малым) термам, внутрь которых, пока никто не видит, можно проникнуть по деревянным мосткам. Своды терм не обрушились и кое-где на них видны следы росписей, традиционный пурпурный веселый цвет. Здесь все уютное, камерное, вполне сопоставимо по размерам с современным спа-комплексом. Женские термы имели свой собственный бассейн.

Малые термы. Все очень компактно и уютно

Роспись потолка

Кое-где сохранилось плиточное покрытие пола

Справа от малых терм расположены циклопические арки Мужских (Больших) терм - мощное и весьма впечатляющее сооружение. К термам примыкал служебный двор, палестра для занятий спортом, а также закрытая зала для игры в мяч. Мужские термы были оборудованы двойной системой отопления, предусматривавшей подачу горячего сухого воздуха и горячего влажного пара. Хорошо сохранился купол кальдария, а в углах арок кое-где можно увидеть остатки штукатурки с росписями.

Палестра Больших Терм

Под сводом, за колоннами, находился бассейн

Замыкает банную площадь прекрасно сохранившееся здание Претории - казарм личной гвардии. Это многоэтажное сооружение, сверху донизу прорезанное узкими арками, вероятно, выполнявшими роль окон. К сожалению, все проемы забраны решетками и даже подобраться, чтобы заглянуть внутрь, нельзя. Перед Преторией расположен дабиринт каких-то хозяйственных помещений. в которых кое-где сохранилась расписанная штукатурка.

За Преторией перед нами открывается спокойная водная гладь самого знаменитого сооружения виллы - Канопы . Между двух холмов в узкой долине устроен бассейн 119х18 метров, обнесенный колоннадой и украшенный статуями. Сооружение посвящено памяти фаворита Адриана - красавца Антиноя, утонувшего в 130 г. в Ниле у города Каноп при невыясненных, как бы сказали сейчас, обстоятельствах. После смерти Антиной был обожествлен как умирающий и воскресающий бог.

В конце бассейна располагалось сложное в архитектурном плане сооружение, которое, вероятнее всего, было посвящено богу Серапису. Вот как описывает его Поль Гиро: За Пойкилом тянулась удлиненная равнина, которую археологи назвали Канопом. В глубине ее была обширная ниша или абсида, которая служила в одно и то же время и храмом, и водоемом. В середине абсиды в особом углублении стояла, вероятно, статуя Сераписа. У боковых стен в меньших нишах были изображения других египетских богов. Со всех концов здания обильно текла вода. Она лилась по мраморным ступенькам или через целый ряд бассейнов, расположенных один выше другого, и стекала наконец в полукруглый водоем. Через этот водоем был перекинут мостик, украшенный колоннами, которые поддерживали свод; по этому мостику можно было перейти с одного края бассейна на другой и вблизи любоваться водопадами. Вода текла под мостом и выливалась в канал, занимавший всю середину долины; он имел двести двадцать метров в длину и восемьдесят в ширину. Здесь стояли изящные суда, сделанные, без сомнения, по образцу александрийских гондол, и предназначенные для императора и его друзей; до сих пор еще на набережной можно видеть остатки лестницы, по которой они сходили на суда, когда хотели прокатиться по каналу. На одном берегу его найдены были развалины около двадцати двухэтажных зал, осененных прекрасным портиком. Может быть, это было подражание тем гостиницам, в которых с таким удовольствием останавливался и отдыхал путешественник, отправлявшийся в Каноп.

Даже сейчас Серапеум представляет собой внушительное зрелище, в бассейне лежат остатки рухнувшего свода. Две лесенки ведут наверх, но они - обманки, дальше дороги нет.

Над Канопой растут пинии, в тени которых хорошо устроить небольшой привал. Правда, мы прятались там не от солнца, а от дождя, рябившего зеленую воду Канопы.

А вот отдохнув, стоит углубиться в оливковую рощу за зданием маленького музея Канопы - там располагается интересное, незаслуженно забытое путеводителями сооружение - обзорная башня Rocca Bruna . Башня стоит на самом краю холмистого плато и с нее открывается прекрасный вид на Кампанью, далекий Рим и возвышающиеся невдалеке Тибуртинские горы. К обзорной площадке сейчас, как и во времена Адриана, ведет пандус, достаточной скользкий во время дождей. Известно, что Адриан увлекался астрономией - возможно, именно в этой башне он следил за движением небесных тел.

Вдоволь налюбовавшись пейзажем, отправляется обратно, к личным покоям императора.

Эта часть виллы очень запутана, но осмотреть стоит все.

Золотая площадь . Дождь льет как из ведра

Смысловым центром здесь является Золотая Площадь (Piazza D Oro ), почти квадратный атриум 51 на 61 метр, как и Печиле, окруженный двойной колоннадой. В центре южной стороны площади находился элегантный восьмиугольный зал, соединявшийся с императорским дворцом посредством крытой галереи - возможно, здесь происходили официальные аудиенции.

Зал для приемов

Сохранились фрагменты мраморного мощения Золотой площади.

Посмотрим основные помещения дворца.

В специальном здании находились казармы вигилиев (vigilii ), ночной стражи, охранявшей покой обитателей виллы в темное время суток.

Казармы - простое строение без затей

Развлечения ради во дворце был устроен рыбный пруд (peschiera ) - бассейн, ограждение которого имело специальные ниши для любителей порыбачить. Отсюда открывается прекрасный вид на долину Тиволи.

Зал дорических пилястр , в одном углу которого сохранились шесть квадратных колонн, украшенных штукатуркой, вероятнее всего, использовался судебной администрацией.

Сам дворец, точнее, та часть помещений, которые использовались как частные жилые покои императора, построена самой высокой точке холмистой террасы - в прежние времена оттуда, должно быть, открывался эффектный вид.

Отдельные покои были отведены под большую библиотеку с садом, в котором находится очень интересный фонтанв виде двух восьмиугольных небольших бассейнов, соединенных каналом. Библиотека делилась на римскую и греческую.

Фонтан и канал

Партер перед библиотекой

Недалеко от библиотеки находится Зала Философов , огромный купол которой хорошо сохранился. Здесь полагалось предаваться философским размышлениям и вести соответствующие беседы.

Зала философов

Одно из уникальнейших зданий античности - так называемый Морской Театр (Teatro Marittimo ), известное также как Вилла на острове. Это круглое в плане сооружение сложной архитектуры, примыкающее к Зале Философов. В центре его, окруженное каналом, облицованным белым мрамором, находилось причудливое скопление крошечных комнат, объединенных маленьким квадратным двориком - в центре его, вероятно, находилась статуя или фонтан. Для каких целей использовалось это чудесное строение - неизвестно. Возможно, император обретал там уединение, поднимая перекидной мостик через канал. Мы обошли Виллу на острове по периметру, удивляясь ее легкости и изяществу.

Во дворце сохранилась большая панорамная терраса, хозяйственные помещения нижних ярусов, множество безымянных покоев и двориков.

Известно, что Адриан, тяжело болевший в последние годы жизни, планировал воспроизвести на вилле Тартар и Елисейские поля, но было ли это желание реализовано и где - до сих пор остается загадкой. Если посмотреть на план виллы на официальном сайте музея http://www.villa-adriana.net/ , то видно, что вся восточная часть (Верхние дворы, где, возможно, и находилась воссозданная Долина смертной тени (Inferi )) закрыта для туристов.

Давя ногами сизые оливки, отправились в обратный путь - мимо черных кипарисов, спящих рыб Печиле, под моросящим дождем. На верхней парковке стоит небольшой домик с реконструкцией виллы - ее удобнее и понятнее осмотреть после посещения.

Перед выходом с виллы заглянули и в Греческий театр - печальные, скрытые землей руины.

После смерти императора вилла использовалась в качестве летней резиденции, император Диоклетиан даже осуществил ее реставрацию. Однако Константин Великий вывезя в Константинополь множество ценностей и скульптур, фактически положил начало ее разграблению, довершенному готами и, в более позднее время, - ренессансными любителями бесплатного мрамора. Однако тихие, поросшие оливами и розовым олеандром холмы скрывают еще много интересного.


кот возмущен - он не собака, но его не пускают тоже

В душе человека заложено стремление к прекрасному, иначе не объяснить тот факт, что в любые времена люди стремились к красивым пейзажам, которые радовали глаза, а не только к тем, что разум призывал выбрать в целях удобства защиты от противников и диких зверей. Жизнь в мегаполисе, таком, каким был в начале первого тысячелетия Рим, была похожа чем-то на жизнь в столице сейчас, неудивительно, что богатый римлянин стремился иметь еще виллу на Рублевке у моря или в горах, где тишина, красивые виды и чистый воздух восстанавливают душевное равновесие. В общем, можно тут процитировать Бродского:"Если выпало в империи родиться, лучше жить в глухой провинции, у моря."
Стоит вспомнить, что в Древнем Риме двести лет отмечали 1 мая День капусты, потому что император Диоклетиан 1мая 305 года отказался от престола, чтобы тихо сидеть на своей вилле и выращивать капусту.

Тиволи, место в 24 километрах от Рима стало одним из излюбленных мест для строительства вилл благодаря своим чудесным пейзажам. Во времена романтизма, когда живописцы путешествовали в поисках дивных видов для картин, оно привлекло многих.
Ван Виттель. Вид Тиволи.



Якоб Хаккерт. Вилла Мецената.

Якоб Хаккерт. Большой каскад в Тиволи.
Тиволи встречает полями маков.

Самой большой была вилла императора Адриана. Какой она была, можно увидеть по макету-реконструкции. Раскопки древних вилл начались в 16 веке, на вилле Адриана было найдено много античных статуй, именно здесь были найдены Дискобол, Антиной, Капитолийские кентавры, Версальская Диана. Многое было отвезено отсюда позже на виллу кардинала Д.Эсте, которую мы увидим далее.
Громадное хозяйство с дворцами, библиотеками, домиками для гостей, общественными банями и двумя театрами занимало долину, которая расстилается под холмом, где стоит город. Император Адриан правил в конце своей жизни Римской империей прямо отсюда.

Вилла была построена между 118 и 134 гг. на краю известняковой террасы, тянущейся от Тибуртинских гор до римской равнины. На сегодняшний день сохранилась лишь пятая часть из 300 гектаров первоначальной площади виллы.

Названия многих частей виллы были даны императором Адрианом в честь наиболее запомнившихся ему мест Римской империи. Их перечень был помещён в книге «Августовская история» Элио Спарциано.

Публий Элий Траян Адриан был славным воином, преемником Траяна, который его усыновил перед смертью для преемственности власти. За свою жизнь он по делам службы побывал во всех концах империи, и в Африке, в Мавритании, и на Рейне, в Галлии, В Афинах и в Иерусалиме. При Адриане провинции активно застраивались, в Риме был сооружен мавзолей Адриана (ныне замок Святого Ангела), он воздвиг Адрианов вал для охраны границ со стороны Галлии, разделил империю на 4 части со своими консулами, которые должны были быть исключительно римлянами.
Этот деятельный император вошел в историю еще тем, что первым носил бороду, чтобы скрыть дефекты лица и в фаворитах держал красавца Антиноя, утонувшего при невыясненных обстоятельствах. Антиной так был ему мил, что было найдено порядка пяти тысяч его скульптурных изображений, которые император установил по всей империи.
Эту античную голову многие рисовали, когда учились академическому рисунку, по ней можно было понять идеалы красоты того времени.

Что же касается привычек иметь фаворитом, то тогда это было делом обычным. Платон в своих диалогах с Сократом, а именно в "Пире"объясняет стемление к лицам своего пола просто. Если нам известна история о яблоке, которое боги разделили и то, что каждый стремится найти свою половинку яблока, то в античные времена смотрели на это шире, чем сейчас. Яблоко могло состоять из двух женских особей, а могло и из двух мужских, потому совсем не обязательно было искать половинку противоположного пола.

По останкам былого можно составить представление о красоте виллы в те времена, когда она не была еще величественными развалинами.

Осоьенно приятное место - бассейн, окруженный статуями. Пространство здесь уютное и соразмерное человеку. Архитекторы знали толк в строительстве вилл.

Читайте также: