Как правильно выбирать колесные диски. Литые диски: стоит ли переплачивать? PCD – отверстия для крепления дисков

Как выбрать колесные диски для автомобиля?

Колесо, пожалуй, самое древнее изобретение человечества. Из чего только не делали колеса на всем этапе эволюции. Самые первые колеса были сделаны из камня, но они были очень тяжелые и хрупкие. На смену каменным стали приходить деревянные, бронзовые и наконец человек обуздал сталь. В современном мире изготовители не ограничиваются сталью, существует множество всевозможных легких сплавов, которые придают автомобильным дискам рад полезных преимуществ. Но как не потеряться во все этом многообразии, и выбрать именно то, что вам нужно. В этой статье мы постараемся пролить свет на все нюансы при выборе автомобильных дисков. Ведь правильно выбранные автомобильные диски это залог вашей безопасности. Для начала давайте познакомимся с основными видами дисков, рассмотрим все их преимущества и недостатки.

Всем привычный сварной стальной диск или как его еще называю штампованный. Такие диски могут похвастаться главным своим преимуществом это ценой, они прочные, но правда легко деформируемые и имеют большой вес. Стальные диски обычно идут в базовой комплектации автомобиля. Диски изготовленные из стали не могут порадовать нас своим дизайном, этого не позволяет конструкция. Для того чтобы придать таким дискам предстательный вид применяют пластиковые колпаки. Из недостатков стальных дисков стоит отметить высокую подверженность к коррозии. Чем так плох большой вес диска? Для ответа на этот вопрос углубимся немного в физику. Автомобильный диск это своеобразный маховик закрепленный на ступице, чем выше масса маховика, тем больше энергии затрачивается на то, что бы его раскрутить. Соответственно нам нужно затратить больше топлива для выработки крутящего усилия. Но самое критичное, это остановить диск, когда он вращается и на довольно приличных оборотах. Представьте, какая нагрузка приходится на тормозную систему. Но при всем при этом стальной диск не так плох, да у него скучный вид, да имеет большой вес, но если вы попали в яму и помяли диск, это легко исправить. Стальные диски легко прокатать в специализированных мастерских и он будет как новый.

Легкосплавные диски имеют меньший вес, соответственно при езде на таких дисках снижается расход топлива. Такие диски делятся на литые и кованные. Литые диски изготавливаются методом литья под давлением, таким дискам легко придать самые различные дизайнерские воплощения. Из преимуществ стоит отметить, что в основе сплава применяется в основном алюминий очень легкий и коррозионно стойкий металл. Литые диски так же имеют довольно невысокую цену. Большую долю рынка занимают именно литые диски, так как, они имеют невысокую цену и большой выбор дизайнерских решений. Правда литые диски имеют свой главный недостаток, они не деформируются как стальные, а трескаются. Алюминий по своей природе очень мягкий и пластичный металл, в чистом виде он непригоден для изготовления дисков. Для того чтобы ему придать прочность в него добавляют легирующие добавки в виде магния, правда в ущерб пластичности. Итак, подведем итог, литые диски более легкие и привлекательные по сравнению со штампованными, но и самые не практичные. Если вы повредили литой диск, и он треснул, ремонту он уже не подлежит, только замена.

Кованные легкосплавные диски , самые легкие, прочные и дорогие на сегодняшний день. Дороговизна таких дисков обусловлена тем, что для их производства требуется много тяжелых технологических процессов. Прочность таких дисков превышает по характеристикам стальные. Кованные диски держат сильнейшие удары, их практически невозможно деформировать, скорее выйдет из строя подвеска автомобиля. Высокая прочность таких дисков обусловлена тем, что они имеют слоистую структуру металла. Из недостатков помимо высокой цены стоит отметить невысокое многообразие дизайна, так как для придания внешнего вида используется механическая обработка.

Итак, подведем итог вышесказанного. Если вы не гонщик, обладаете небольшим бюджетом и дороги в вашем городе не могут похвастаться великолепием, то лучше использовать стальные диски с декоративными колпаками. Если для вас важнее всего внешний вид вашего автомобиля и вы любитель больших скоростей вам подойдут литые легкосплавные диски, но стоит быть готовым к тому, что если вы повредили диск, придется покупать новый. Кованные диски больше подходят для спортивной езды, ввиду своей дороговизны такие диски могут позволить себе не многие, но из-за своих уникальных свойств такие диски стоят своих денег, можно сказать приобретаешь раз и на всегда. Наш итог имеет рекомендательный характер, поэтому каждый хозяин своего автомобиля решает сам, что для него лучше.

С типом диска мы определились, но что означают эти цифры и буквы в маркировке диска. Переходим к самому серьезному и ответственному этапу выбора диска. Каждый производитель автомобилей настоятельно рекомендует определенный тип размера диска, эти данные вы можете получить в сервисной книжке или на наклейке в проеме водительской двери рядом с информацией о размере и давлении шин. Не соблюдение этих требований может повлиять на ходовые качества автомобиля или на быстрый износ подвески.

Рассмотрим на примере популярного, на сегодняшний день автомобиля Kia Rio new. Производитель рекомендует для установки диски 6J15 PCD4-100 et48 DIA 54,1 Давайте разберемся и расшифруем эту надпись, для начала глянем на главные размеры диска.

6 J15 Цифра 6 означает, что ширина обода равна шести дюймам. J- указывает, что размер дан в дюймах, 15 - это диаметр обода в дюймах.

PCD 4-100 Эти цифры указывают, что на диске 4 отверстия под болты крепления и межболтовое расстояние 100 миллиметров.

Et-48 Самый важный параметр указывает «вылет» диска. Не соблюдение этого параметра может в последствии повлечь за собой много проблем.

Вылет меньше рекомендованного делает колесную базу шире увеличивая тем самым нагрузку на подвеску из-за смещения центра тяжести колеса. Так же при уменьшении вылета колеса могут задевать за арки крыльев. Вылет больше рекомендованного смещает колеса во внутрь, уменьшая тем самым устойчивость автомобиля. Так же при увеличенном вылете колесный диск может цеплять суппорт. Не поддавайтесь на ухищрения продавцов, выбирайте вылет указанный производителем вашего автомобиля.

DIA 54,1 Это посадочный диаметр диска, если это значение меньше указанного производителем, диск просто не налезет на ступицу. Если больше это не так страшно, такой диск можно установить, но потребуются проставочные кольца. Следует учесть, что даже при применении проставочных колец, может наблюдаться дисбаланс отбалансированного колеса.

Литые диски– это один из самых популярных видов легкосплавных автомобильных дисков как среди автомобилистов, так и среди производителей. Такие диски не только надёжны в эксплуатации, но и имеют оригинальный внешний вид, что придаёт индивидуальности любому транспортному средству.

1. Параметры дисков


Перед покупкой литых дисков для своего автомобиля, следует узнать и разобраться с их параметрами, чтобы выбранная модель точно соответствовала марке транспортного средства.

Выделяют следующие параметры литых дисков:

Ширина обода диска или посадочная ширина (дюймы) – определяется расстоянием между внутренними сторонами бортовых закраин литого диска. Важно, чтобы посадочная ширина соответствовала ширине шины, так как в противном случае это влияет на ездовые характеристики транспортного средства и может даже привести к трагическим последствиям.

Диаметр ободаколёсного диска или посадочный диаметр (дюймы) – определяется диаметром кольцевой части обода, но не учитывает высоту его закраин. Этот показатель должен быть сопоставим с внутренним диаметром шины.

Диаметр размещения крепёжныхотверстий (PCD), мм – параметр определяется в зависимости от количества крепёжных отверстий и расстояния между ними. Для расчёта этого показателя необходимо умножить расстояние между отверстиями на коэффициент, соответствующий их количеству (для 3 отверстий используют коэффициент 1,155, для 4 – 1,414, для 5 – 1,701). Ни в коем случае нельзя устанавливать диски со значением PCD, отличающимся от нормального для каждой марки автомобиля, так как болты креплений затянутся с перекосом, что исключит правильную централизацию.

Диаметр центрального отверстия (DIA), мм – параметр, который определяет степень соответствия литого диска автомобилю. Этот диаметр должен ровняться диаметру посадочного цилиндра, размещённого на ступице автомобиля. Точное их соответствие обеспечит идеальное центрирование колеса. Часто производители, стараясь сделать диски как можно более универсальными, выпускают продукт со специально большим диаметром центрального отверстия. При этом для центровки используются специальные переходные кольца.

Вылет диска (ЕТ - Германия, DEPORT - Франция или OFFSET – другие страны), мм – определяется расстоянием между плоскостью привалки диска (крепления) и плоскостью симметрии обода (воображаемая линия, разделяющая обод точно по центру). Данный параметр может отсутствовать в маркировке дисков, так как не является обязательным. Но вылет диска должен соответствовать инструкции к автомобилю, потому что от него зависит нагрузка на подвеску и поворотный механизм.

Количество хампов – это количество выступов на ободе диска в месте посадки шины. Они предназначены для надёжной фиксации бортов шин при движении.

X-фактор, мм – условный параметр, который определяется расстоянием между плоскостью крепления диска и поверхностью его внутренней части. Наличие такого пространства даёт возможность установки диска на автомобиль, в котором тормозная система выступает за плоскость крепления.

Параметры литых дисков можно узнать, взглянув на их маркировку. Рассмотрим пример маркировки, нанесённой на литой диск: 7½ J x 17 H2 3х120 ET30 d51.7, где 7½ - это посадочная ширина обода диска; J – обозначает профиль закраин обода (помимо такого варианта в дисках для легковых автомобилей часто встречаются JJ, JK, K, B, D, P); 17 – посадочный диаметр диска; H2 – обозначает наличие хампов на ободе диска и их количество. 3х120 – это количество отверстий для крепежей и диаметр их расположения (PCD). ET30 – вылет диска. d51.7 – диаметр центрального отверстия диска (DIA).

2. Преимущества и недостатки литых дисков


Как и любая другая продукция, литые диски имеют свои преимущества и недостатки. Среди преимуществ литых дисков:

Вес литых дисков приблизительно на 15-20% меньше стального варианта, что помогает уменьшить давление на ходовую систему транспортного средства, прибавить плавности к управлению автомобилем, снизить ударные нагрузки на подвеску и улучшить эксплуатационные характеристики.

Отличная теплопроводность дисков, что исключает перегрев тормозной системы автомобиля.

Благодаря покрытию поверхности диска оксидным слоем, она надёжно защищена от коррозии.

Оригинальный внешний вид и неограниченный выбор дизайнов и рисунков литья, что даёт возможность любому автомобилисту найти себе диски по вкусу.

При производстве соблюдается высокая точность, что обеспечивает идеальнуюбалансировку, а это уменьшает износ подшипников, шин, ступиц и повышает комфортность в управлении.

Среди недостатков литых дисков:

Высокий процент брака при производстве, так как продукция выпускается большими объёмами.

Высокая степень хрупкости (при сильном ударе литые диски могут просто расколоться или получить трещины).

Ремонтонепригодность (хотя услуги по ремонту литых дисков и существуют, но в очень ограниченном количестве и за высокую плату).

Редко можно встретить в продаже литые диски поштучно, так как, в основном, они продаются комплектом. Поэтому, если поломался один диск, то автовладельцу, скорее всего, придётся покупать целый новый комплект.

Что касается стоимости литых дисков, то отнести её в преимущества или в недостатки невозможно, так как всё зависит от того, с чем сравнивать. К примеру, по сравнению со штампованными дисками, цена литья может показаться завышенной. Но в сравнении с коваными вариантами, стоимость литья относительно доступна.

3. Страны и производители

Производством литых дисков занимаются во многих странах мира. Что касается количества экспорта литья на мировой рынок, то лидер в этой сфере – Китай. Но большая часть производимых в Китае дисков – это подделки и реплики известных брендов из других стран.

Если судить о надёжности и оригинальности литых дисков, то по этому критерию лидерами являются США, Италия, Германия и Япония. Рассмотрим несколько примеров известных брендов из этих стран, которые успели зарекомендовать себя с лучшей стороны и получили признание автомобилистов во всём мире.

Литые диски производства Германии :

BBS – компания, чья продукция уже стала легендой, хоть работает она только с 1970 года. А славу свою она завоевала благодаря литым дискам для автоспорта. Продукция BBS поставляется на конвейеры таких автопроизводителей как BMW, Mercedes-Benz, Ferrari, Maserati, RollsRoyce, Jaguar и другие. Особойпопулярностьюсредизаказчиковпользуются диски в стиле ретро.

ALUTEC – литьё этого производителя, который появился в 1996 году, признано множеством экспертов как самое прочное и самое лёгкое благодаря секретной технологии производства.

Литые диски производства Италии :

OZ Racing – компания, основана в 1971 году, и по сей день остаётся одним из лидеров в области разработки и производства литых дисков для гоночных автомобилей и серийных автомобилей. Философия и преимущества продукции этого производителя заключается в опыте, полученном на множестве международных гонках (к примеру, Формула 1). Этот бренд уделяет очень большое внимание стилю и внешнему виду литья.

Arcasting – создана в 2001 году, сейчас компания занимает одну из лидирующих ступенек в производстве литых дисков. Под этим брендом производится множество колёс с модным дизайном и безупречным качеством. Что касается качества, то в 2003 году производитель получил сертификат Международной Организации по Стандартизации 9001/2001. А что ещё может служить гарантом уверенности в этой компании.

Литые диски производства США :

ADV.1 – производитель категории люкс, который делает свою продукцию только по индивидуальному заказу. Это обеспечивает безупречную подгонку под каждую отдельную марку автомобиля. Философия бренда – в отходе от шаблонов в проектировании литых дисков и учёте индивидуальности клиентов.

Rotiform – модели дисков от этого производителя отличаются футуристическим дизайном, разнообразием форм и цветовой гаммы. Особой популярностью диски от этого бренда пользуются среди дизайнеров и студий, который тюнингуют и «прокачивают» автомобили.

Vossen – производитель эксклюзивных литых дисков, который уже на протяжении 25 лет стремится дать автомобилисту непревзойдённое качество и необычный дизайн. Благодаря этой компании стали популярны вогнутые модели литых дисков. Философия бренда – в стремлении к инновациям.

Литые диски производства Японии :

WaldInternational – производитель специализируется на тюнинге автомобилей премиум-класса. Сейчас компания широко известна за пределами Японии и является одним из законодателей моды в мире тюнинга. Отдельно компания разрабатывает целые линейки продукции для каждого заказчика, среди которых Bentley, Lexus, BMW, RangeRover.

Enkei – сейчас диски этой компании, основанной в 1950 году, пользуются популярностью не только на родине, но и далеко за её пределами. Она специализируется на производстве дисков хоть для гонок, хоть для ралли, хоть для дрифта, хоть для повседневной езды.

4. Чем отличаются дешёвые легкосплавные диски от дорогих?

Сегодня выбор легкосплавных дисков просто огромен. Подобно ассортименту, огромен и разброс цен на диски.

Цена диска включает себестоимость, стоимость доставки к потребителю, плату за торговую марку и, в отдельных случаях, маркетинговую составляющую.


Иногда, высокая цена – не залог качественной продукции, как низкая – не всегда залог подделок и некачественных дисков. Поэтому при выборе дисков настоятельно рекомендуем изучить отзывы в Интернете и посмотреть видео эксплуатационных тестов, так как в противном случае можно наткнуться на некачественную продукцию.

Попробуем выяснить, чем отличаются дорогие легкосплавные диски (от известных брендов, исключая вариант подделок) и дешёвые.

1. Дорогие диски идеально центрированы и имеют безупречную геометрию, чего нельзя сказать обо всех дешёвых вариантах, среди которых иногда попадаются даже кривые.

2. За дорогими дисками на всех этапах производства осуществляется контроль их качества, поэтому переплачивая деньги, покупатель может не сомневаться в вопросе качества продукции. Дешёвые диски зачастую просто заливают в формы и ждут, пока металл затвердеет, из-за чего среди такой продукции не редки случаи низкого качества.

3. Каждый известный производитель дорогих литых дисков имеет свой рецепт сплава, который разрабатывался и улучшался годами. А в дешёвых моделях могут использовать моносплав из алюминия. А он, хоть и прочный, но хрупкий.

4. Внешнее оформление у дорогих литых дисков – безупречное: поверхность идеально ровная, а покраска выполнена с высокой точностью и с использованием качественной краски. В дешёвых же вариантах покраска может облупиться после нескольких поездок.

5. Эксплуатационные характеристики дорогих моделей отличаются хорошей устойчивостью к внешним воздействиям и встряске. Дешёвые же варианты пригодны только для эксплуатации на ровном покрытии, так как в противном случае, они быстро трескаются.

6. Время использования дорогих дисков значительно более продолжительно (служат не одно десятилетие), чем дешёвых, кроме того на дорогие модели без проблем предоставляется гарантия.

7. Дорогие диски не наносят вред экологии, так как при их производстве соблюдаются все нормы экологического законодательства.

8. Имидж, созданный дорогими дисками, не сравнит с имиджем, созданным дешёвыми вариантами. Хороший автомобиль более гармонично будет смотреться с дорогими литьём от известных брендов.

5. Нюансы выбора

Во время выбора литых автомобильных дисков, покупатель должен учитывать такие аспекты:

Марку и модель автомобиля; Соответствие дисков требуемым размерам; Возможные условия эксплуатации.


Самым правильным решением станет покупка литых дисков, сделанных специально для конкретной марки автомобиля. В таком случае эти диски идеально подойдут и проблем с их монтажом не возникнет. Но для автомобилиста такой вариант не всегда приемлем (к примеру, может не понравится дизайн), поэтому следует учитывать некоторые нюансы выбора.

Нюансы выбора литых дисков:

Перед покупкой литья необходимо выяснить, в каких условиях будут эксплуатироваться диски, так как внешняя среда значительно повлияет на их сохранность. Жёсткие условия эксплуатации приводят к появлениям царапин и облупливанию краски.

Литые диски, как правило, изготавливают либо со сплава алюминия, либо со сплава магния, каждый из которых имеет свои преимущества. Алюминий лёгкий и не чувствителен к коррозии, но имеет низкую пластичность, из-за чего часто трескается. Магний более пластичен, но имеет другие недостатки. Какой сплав выбрать зависит от потребностей и предпочтений клиента.

Стоит обращать внимание на конструкцию дисков и учитывать, что их нужно будет мыть, а вычурные формы помыть намного сложнее простых.

Размеры выбранного литья не должны отличатся от штатного более чем на 2 дюйма, так как это ухудшит эксплуатационные характеристики продукта.

Для крепления литой конструкции нужно не забыть подобрать болты особой длины, которые облегчат монтаж.

Надо помнить, что гарантия распространяется только на модели литых дисков, которые были подобраны в соответствии с инструкцией к автомобилю.

Перед покупкой обязательно стоит проверить наличие сертификата качества не только от производителя, но и отечественного.

Эксперты не советуют эксплуатировать литые диски в зимний период.

Не стоит выбирать самые дешёвые варианты литья.

6. В какие шины обуть

Обычно автомобилист подбирает литые диски под уже имеющийся набор шин. Но случается и так, что шины необходимо подобрать уже после приобретения литых конструкций.

Главное правило, которое необходимо помнить при выборе шин под диски – шины должны соответствовать по размеру литым дискам и идеально на них ложиться. Если шины окажутся слишком большими для дисков, то их эксплуатация будет проблематичной. А, если они окажутся сильно маленькими, то проблематичным будет их монтаж.

Если диски выбраны дорогие и от известного бренда, то верным решением станет покупка таких же шин под них. Чтобы не ошибиться в выборе, рекомендуем посетить тематические автомобильные форумы и сайти, где можно прочитать имеющуюся информацию или задать свои вопросы.

Часто производители литых дисков или компании-дистрибьюторы сразу рекомендуют и шины под них, а некоторые даже сами их производят . Такой вариант значительно облегчает жизнь автомобилисту, ведь не нужно будет заморачиваться над вопросом подбора, помимо дисков, ещё и шин.

В статье расскажем о том, как правильно подобрать литые диски, на какие параметры стоит обращать внимание и какие нюансы бывают при выборе и установке.

Содержание статьи:

Первым делом при тюнинге автомобиля, автолюбители сразу стараются установить новые диски, заменив штатные диски на литые. На сегодняшний день существует много конфигураций и видов литых дисков. Молодые автолюбители часто ставят на отечественные автомобили диски подобного вида и это правда, они сразу же меняют вид в лучшую сторону. Но не всегда так просто проходит процедура замены. Нужно подбирать под размер колесных арок, так чтоб потом не терло по подкрылкам, параметр который за это отвечает, принято считать диаметр.

С чего делают литые


Немало важным считается материал, с которого сделаны диски. Нынче делают из титанового сплава (очень редко), алюминиевых или магниевых сплавов. Одними с лучших считаются диски с алюминиевого сплава. Чаще всего их можно встретить в дорогих автомагазинах. Они меньше поддаются коррозии и выглядят более симпатично.


По дизайну и цвету подбирает каждый хозяин индивидуально, тут можно спорить до бесконечности. Можете подобрать как на рынке так и в специализированном автомагазине вам покажут, как будет выглядеть ваш автомобиль с темы или другими дисками.

Материал диска

Дизайн не главное при выборе, а вот с чего сделан элемент имеет роль. По составу материала распознают:

  1. Литой магниевый - легкие, но очень капризные к ударам и быстро растрескиваются;
  2. Литой алюминиевый - самые оптимальные по совокупности качеств;
  3. Кованный алюминий - прочные и легкие;
  4. Кованный магниевый - сверхпрочный и легкий.
Сразу хочется сказать, что не стоит брать магниевые - как литые, так и кованные стоят не малых денег, зачастую их делают под заказ и только для спортивных автомобилей. Цена может начинаться от 1000$ за штуку. Поэтому лучше брать оптимальное соотношение цены литых и цены автомобиля, так как купив автомобиль за 5000$ и вложить в колеса еще 4000$ нет никакого смысла, так и качество не увеличится в лучшую сторону.

Диаметр (R)


По поводу диаметра литых, то следует подбирать оптимальный вариант, зачастую советуют брать такого же диаметра, как и родные диски, из-за этого не будет тереть покрышкой об подкрылки, на поворотах не будет рвать крылья, да и при нагрузке на ось тоже не возникнет проблем. Измерять принято его не в сантиметрах, а в дюймах. Допускается брать немного большего в диаметре, но тогда придется брать меньшего диаметра покрышки. Но учитывая наши дороги, то низкопрофильная резина не самый лучший вариант, быстрей испортите колеса. Если обычный диск можно заварить то литые, к сожалению даже заварив на долго не хватит. На пару тысяч километров, или до первого хорошего удара. Заварить можно будет только аргоновой сваркой. Максимум, что можно сделать, это прокатать диск при деформации.

Вылет (ET45)


Кроме диаметра следует обращать внимание на вылет (ET45 - стандарт), так называемое расстояние между плоскостью диска и плоскостью самого крепления диска. Для каждого диска этот параметр свой и может измеряться от миллиметров до сантиметров, зачастую обозначается как OFFSET. Стоит придерживаться рекомендаций по подбору этого параметра. Некоторые нарушают этот параметр и ставят диски более широкие, это увеличивает устойчивость и маневренность. Но где есть плюсы, там есть и минус, это потянет за собой увеличение нагрузки на подшипники ступицы, увеличение , так как увеличится нагрузка на мотор.


Далее по списку идет параметр PCD или по-другому диаметр центров крепежных отверстий и их количество. В магазине вам порекомендуют, какие размеры подойдут под ваш автомобиль. Иногда автолюбители все-таки покупают не подходящие диски и затем полностью меняют ступицу, или ставят специальные подставки, это позволит подогнать параметры автомобиля под диски.

При установке дисков смотрите, чтоб крепежные болты были подходящего размера, они не должны быть слишком короткие, и слишком длинные. Если будут слишком короткие, то обрежут на ступице. Если же слишком длинные, то могут прижать и повредить тормозной диск или другие подвижные части колеса.


Некоторые производители указывают параметр DIA, диаметр центрального отверстия диска (измеряется со стороны привалочной плоскости, измеряется в мм), зачастую под этот параметр стараются подобрать болты оптимального размера. Если ступицу не меняли, то в автомагазине сразу подскажут какие болты лучше взять.

Теперь пример расшифровки надписей (технических характеристик) всех дисков. Возьмем пример: J5,5x14, 4x100, ET49, DIA56,6 - это значит диск шириной 5,5 дюймов с радиусом R14 дюймов, с четырьмя крепежными отверстиями на окружности радиусом 100 мм, с вылетом 49 мм и диаметром отверстия под ступицу 56,6 мм.



Производить замену литых дисков в домашних условиях дедушкиным способом не стоит, так как сразу оставите следы и повреждения на дисках. Первым, что стоит сделать после покупки, это установить и примерять литой диск без покрышки на ступицу вашего автомобиля. Снимаем родное колесо, и устанавливаем новый диск, если соблюдали все параметры, то оно должно с первого раза стать как родное. После установки пошевелите его по сторонам, оно не должно шевелиться, не должно быть никаких люфтов. Теперь снова ставим родное колесо и едем на СТО, чтоб переобуть автомобиль.

Первое время не стоит сразу жать на газ и испытывать новые диски, дайте им притереться, и заодно посмотрите, как автомобиль ведет себя с новыми колесами.


При покупке многие задаются вопросом как не попасть на подделку. Скажу, что определить качество на глаз могут только опытные специалисты, а провести испытание никто в магазине не разрешит. Обычно продавцы будут уговаривать вас купить именно те, которые они считают лучшими (это не всегда так), им не стоит верить, так как они не всегда честны и объективны. Лучше покупать диски в специализированных салонах с гарантией, зачастую такие салоны дорожать своей репутацией и не станут подсовывать некачественный товар. Не стесняйтесь потребовать документы на диски и сертификат качества от производителя.


На фотографии LEXANI FORGED 105


С популярных брендов стоит отметить Asanti, Lexani, Fuel, Vellano, Rucci. Цены на диски могут варьироваться от 50$ до 5000?6000$. Для примера такой литой диск LEXANI FORGED 105, стоимость которого начинается от 1000$, такими дисками часто комплектуют дорогие спорткары.

Видео о том, как правильно подобрать литые диски:

Видео с советами про примерку:

Как подобрать диски для автомобиля.

Правильно подобранные диски - это и безопасность на дороге, и рациональный расход топлива, и увеличение срока службы трансмиссии, и что самое главное отличный дизайн.

Для начала определите ширину обода.


Ширина обода должна быть приблизительно на 25% меньше ширины профиля шины. Допустим, Вы ищете диски под шину 195/65 R15. Ширина ее профиля 195 мм. В дюймах это будет 7,68 (надо 195 разделить на 25,4). Отнимите от этой величины 25% и полученное число округлите до ближайшего значения из стандартного ряда. Получите 6 дюймов - обод именно такой ширины нужен для шины 195/65R15.


Затем определите диаметр диска.


Подавляющее большинство современных автомобилей бегает на 13-, 14-, 15- и 16-дюймовых дисках. В последнее время наблюдается стойкая тенденция к увеличению монтажного диаметра; машины для которых штатными являются, например, 13-дюймовые диски, переводят на 14 дюймовые, 15 и даже 16. Это объясняется стремлением использовать шины низких и сверхнизких профилей, поскольку их ездовые качества лучше, хотя комфорт при этом страдает. Следовательно Вам самим придется найти компромис между спортом и комфортом, самим сделать выбор в пользу отточеного управления, завораживающего дизайна или убоюкивающего комфорта.

Несмотря на кажущуюся простоту колесных дисков, они имеют множество крепежных параметров, и каждый из них должен соответствовать требованиям Вашего автомобиля.

Диаметр расположения отверстий крепления(обозначается PCD - Pitch Circle Diameter) и количество этих отверстий. Например, PCD100/4 - 4 отверстия на диаметре 100 мм.

Диаметр центрального отверстия диска (DIA-устойчивого международного обозначения нет).

У штатных колес автомобиля центральное отверстие, как правило, точно подогнано к ступице оси; на заводах принято центрировать колесо именно по нему - его диаметр является посадочным. Но если Вы покупаете диск в магазине, не удивляйтесь тому, что центральное отверстие может оказаться больше положенного. Производители запчастей часто делают отверстие заведомо увеличенного диаметра и снабжают диск набором переходных колец, что позволяет использовать его на разных моделях автомобилей. Колесо в этом случае центрируют по PCD.

Параметры крепления дисков

При монтаже дисков необходимо учитывать их , потому как при рекомендованном заводом-изготовителем типоразмере диски могут различаться по данному параметру.

PCD - Pitch Circle Diameter - диаметр расположения отверстий для болтов крепления.

Например: ВАЗовский стандарт крепления PCD 98/4 (или 4х98) соответствует тому, что этот диаметр равен 98 мм, а количество отверстий крепежа - 4 шт.

DIA - Диаметр центрального посадочного отверстия под ступицу, измеряется в мм.

Полезно: Практически всегда можно взять диск с большим отверстием и поставить переходное кольцо, уменьшающее этот параметр. В случае если посадочное отверстие меньше, колесо надеть невозможно.

Вылет колеса.

Это расстояние между продольной плоскостью симметрии обода и крепежной плоскостью колеса. Вылет может быть нулевым, положительным (ступица диска выпячена наружу относительно середины обода) и отрицательным (ступица утоплена). Для каждой модели автомобиля вылет рассчитывается так, чтобы обеспечивались оптимальная устойчивость и управляемость машины, а также наименьшая нагрузка на подшипники ступиц. Немцы обозначают вылет ET (допустим, ET30 (мм), если его величина положительная, или ET-30, если отрицательная), французы - DEPORT, производители из других стран обычно пользуются английским OFFSET.

Маркировка дисков
Все колесные диски, как штампованные, так и литые маркируются одинаковым образом. Маркировка наносится на видимую поверхность колесного диска и дает нам полную информацию о его параметрах.
  • Название фирмы производителя или товарный знак;
  • страна-изготовитель;
  • дата изготовления (обычно в формате "ннгг", где нн - номер недели, а гг - год; "1703" означает, что диск выпущен на 17-й неделе 2003 года);
  • клеймо рентген-контроля (как правило, для литых легкосплавных дисков, свидетельствующее об отсутствии внутренних дефектов отливки);
  • номер плавки;
  • клеймо контролирующего органа (германский TÜV, российский РОСТЕСТ и т.д.);
  • типоразмер.

Подробнее о типоразмере


Стандарт записи типоразмера, принятый в Европе и на постсоветском пространстве, последнее время используется во всём мире. Для детального ознакомления с обозначениями типоразмера расшифруем маркировку конкретного колесного диска.

5 J x 13H2 ET 30 - маркировка стандартного диска для бескамерного колеса

5 - ширина обода диска в дюймах.

Варианты этого размера: 3 1/2, 4, 4 1/2, 5, 5 1/2, 6, 6 1/2, 7, 7 1/2 и 8 дюймов.
Полезно: спортивные, тюнингованные и внедорожные автомобили могут иметь колеса и шире.

J - буквенный индекс, содержащий информацию о конструктивных особенностях бортовых закраин обода (углы наклона, радиусы закругления и др.)

Варианты этого индекса: JJ, JK, K, L.
Полезно: Данная информация предназначена в основном для профессионального использования.

13 - посадочный диаметр диска в дюймах.

Варианты этого размера: 10, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 24 и 26 дюймов.
Полезно: Параметр должен совпадать с посадочным диаметром монтируемой шины.

H2 - буквенный индекс, содержащий информацию о форме и конструкции хампов.

Варианты обозначения: H - hump (односторонний подкат), FH - flat hump (плоский подкат), CH - combi hump (комбинированный двусторонний подкат), AH - advanced hump.
Для справки: хамп (подкат) - кольцевой выступ на посадочных полках обода, служащий для надежного удержания бескамерной шины на диске.

ET 30 - вылет колеса (измеряется в мм).

Варианты обозначения: OFFSET или DEPORT.
Для справки: Вылет - расстояние между продольной плоскостью симметрии обода и крепежной плоскостью колеса.
Полезно: Обычно это значение положительное и соответствует нулю, когда плоскость крепления колеса находится практически у внешнего края. В случае если диск "выносной", то есть основная часть колеса выносится наружу от центра автомобиля, значение вылета отрицательное.

С послевоенных лет и до начала девяностых у владельцев отечественных автомобилей, совершенно не болела голова, какой колесный диск использовать на своей машине. Был москвичевский с пятью «дырками», запорожский - с огромным центральным отверстием, - с четырьмя, и большой (аж 14-дюймовый) волговский. Еще с пятью отверстиями был огромный, 16-дюймовый диск Нивы, но он, как ни странно, заменялся отдельными любителями на волговский. Теперь же разнообразие колесных дисков таково, что порой без каталога или всезнающего интернета не обойдешься.

Но рассмотрим все по порядку: какими характеристиками при выборе можно немного «поиграть» и какие требования следует соблюсти непременно.

Вначале о центре

Обычно рассказ о колесных дисках начинают с диаметра, ширины и внешнего вида. Хотя, подбирая диск, прежде всего надо оценить, удастся ли его прикрутить к автомобилю.

Наиболее важными являются следующие параметры:

  • количество отверстий под шпильки или болты;
  • диаметр окружности, на которой эти отверстия расположены;
  • диаметр центрального отверстия в диске (DIA);
  • вылет диска.

Теперь рассмотрим эти параметры подробнее. Сразу отметим, что первые два должны совпадать с рекомендованными заводом-изготовителем неукоснительно.

Центральное отверстие по диаметру может быть равно родному или быть несколько больше. Продавцы в таких случаях обычно предлагают специальные кольца, компенсирующие разницу в диаметрах.

Международное обозначение ET - от немецкого слова Einpresstiefe. Чем меньше вылет, тем больше колея автомобиля. Колесо при этом выступает из колесной арки автомобиля. Существуют колеса и с отрицательным вылетом.

Вылет - один из важнейших показателей колеса, влияющих на устойчивость и управляемость автомобиля. При уменьшенном вылете, на «широко» расставленных колесах, существенно возрастают усилие на рулевом колесе, а также нагрузка на подшипники ступиц. Колесо с увеличенным вылетом смещено вглубь колесной арки и может при поворотах или больших ходах подвески задевать за элементы автомобиля, что приведет к повреждениям. При подборе не рекомендуется отклоняться от величины штатного вылета более чем на 3–5 мм в ту или другую сторону.

Диаметр и ширина

Диаметр обода обычно указывается в дюймах. Он должен соответствовать посадочному диаметру шины.

Ширина обода - расстояние между его закраинами. Обычно она также указывается в дюймах, хотя ширину шины производители дают в миллиметрах. Современная тенденция - увеличение ширины ободьев колес и, соответственно, шин.

Эти два параметра (диаметр и ширину) народ любит подвергать тюнингу. Чаще всего стремятся всеми силами увеличить посадочный диаметр и ширину диска. При этом шина, чтобы уместиться в колесной арке, становится низкопрофильной, что греет многим душу. Но при этом не следует забывать о ГОСТе на глубину ям на наших дорогах - есть такой документ! Яма до 5 см глубиной и с острой кромкой вполне имеет право на существование. И никого не накажут, если вы повредите в ней свой автомобиль. А теперь представьте себе, что будет с низкопрофильной резиной в такой, даже «гостовской» яме. Например, при штатных дисках автомобилей Hyundai диаметром 15 и 16 дюймов владельцы исхитряются ставить на Solaris… 18-дюймовые! Например, при покрышке размерностью 215/35 R18 такое решение обеспечивает зазор всего 75 мм между посадочной поверхностью шины и дорогой. Такая покрышка, вероятнее всего, пострадает (можно пробить борт) даже в «разрешенной» яме.

Вместе с тем существует альтернативный подход. Суть - постараться поставить диски минимального размера, только чтобы они не цеплялись за тормозные механизмы, а диаметр «догнать» высокопрофильной . Из преимуществ этого способа следует отметить мягкость хода и более низкую цену шин небольшого диаметра. Например, конструкция шасси Hyundai Solaris (и соплатформенного Kia Rio) позволяет использовать 14-дюймовые диски. И с шиной размерностью 195/70 R14 получаются вполне нормальные колеса - чуть повыше (менее чем на 3%) родных, размерностью 185/65 R15. Зато мягкость хода становится как у Рено Логан.


Надо отметить, что те же самые варианты использования дисков разных диаметров реализуются и на кроссоверах. Например, на Nissan X-Trail прошлого поколения можно установить 16-дюймовые диски, о чем однозначно говорит докатка этого диаметра. А с конвейера машина шла с 17-, а затем и с 18-дюймовыми дисками. Хотя известны случаи применения колес вплоть до 20 дюймов. Тут тоже вопрос только в том, что вы хотите получить: тяготеющий к внедорожнику автомобиль или жесткий «спортсарай». Главное, во всем знать меру, ведь двигатель с коробкой передач при этом не меняют.

Что изменил ВАЗ?

Теперь поговорим о том, как ВАЗ предал свой размер. Еще на прародителе , автомобиле FIAT-124, использовался диаметр окружности, на которой располагались отверстия под болты, равный 98 мм. И с тех пор этот размер соблюдался неукоснительно на всех автомобилях ВАЗ, кроме Нивы и Оки.

Кстати, и итальянцы верны традициям. Например на FIAT Albeа, продававшемся официально в России, можно было пристроить колесо от ВАЗа.

При этом посадочный диаметр с годами и переменой моделей постепенно увеличился с 13 до 14 дюймов. Но самые свежие Гранты, Калины и Приоры до сих пор используют размер 4х98.

А вот с приходом французской платформы В0 с конвейера Волжского автозавода покатились автомобили с «круглым» размером 4х100. Такими являются Largus и XRAY. К этому же списку можно добавить и Весту. Вот так ВАЗ изменил своему историческому размеру. Изменил с «француженками»…

Взаимозаменяемость

Из рассказа выше следует, что в дальней дороге при острой необходимости владелец Гранты, Калины или Приоры может попросить одолжить (продать) запаску у обладателя . И, сответственно, наоборот. При несовпадении размерности шин колесо можно пристроить хотя бы на заднюю ось, доковыляв до шиномонтажа.

Следующий, пожалуй, самый большой в мире - клуб «4х100». Этот размер имели некрупные и довольно старые автомобили фирм VW, Opel, а также Daewoo, Chevrolet. На народных любимцах Hyundai Solaris/Kia Rio применен тот же размер. Ну и напомню, что все Логаны первого и второго поколений, а вслед за ними и свежие разработки ВАЗа тоже имеют размер 4х100. Вылеты дисков могут немного различаться, но почти все укладываются в диапазон 40–52 мм. Например, в дальнее путешествие по изрядно разбитым дорогам на Chevrolet Aveo я когда-то предпочел поехать на дисках от третьего Гольфа, стоявших до этого на SEAT Cordoba. 14 дюймов против 15, при одинаковом наружном диаметре покрышки. Грыж не привез!

В мире существует весьма большое разнообразие исполнений крепления колесного диска к ступице. Количество отверстий на легковом автомобиле может быть от 3 до 6. Современные тенденции - это увеличение количества болтов или гаек крепления колеса до пяти даже на небольших легковых автомобилях. К примеру, на VW Polo, кроме того что применено пять болтов, так еще и резьба имеет следующие характеристики: М14х1,5. Это, к слову, размер резьбы болтов куда более массивных мерседесовских седанов и кроссоверов. С другой стороны, четыре болтика со скромными параметрами М12х1,25 на довольно массивном автомобиле Citroen C4 как-то заставляют напрягаться, когда к машине идет шиномонтажник с мощным гайковертом. Не сорвал бы резьбу - бывали случаи...

В дорогу дальнюю

В принципе, при наличии запаски или хотя бы в поездках недалеко от места жительства можно не заморачиваться насчет взаимозаменяемости колесных дисков. Но могу посоветовать перед дальней дорогой прикинуть, диски от каких распространенных автомобилей могут подойти к вашему. Вдруг пригодится?

PCD

Читайте также: